logo
Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

1.2 Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

Работа социального педагога в общеобразовательном учреждении - это многоплановая деятельность, которая заключается в удовлетворени потребностей детей, развитии школьников, социально-психологической адаптации к среде. Анализируя специальную литературу по проблеме формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников, можно сделать вывод, что многие ученых различных отраслей изучали данную проблему. Для того, что мы могли лучше осветить и раскрыть тему нашего исследования, мы должны раскрыть сущность понятия «культура взаимооношений».

Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что в переводе означает "обработка", "земледелие", то есть возделывание, придание человеческой формы, своего рода изменение естественной природы. В понятии прослеживает дилеммы, она состоит в изначальном противоботстве природного и измененного человеком. Таким образом, мы можем определить культуру, как особу. Форму или вид жизнедеятельности человека, которая носит иной характер, качественно ноовый по отношению к предьидущим формам существования. Довольно много определений понятия «культура», но важной особенностью всех определений является поддчеркивание и противопоставление культурного и природного начала, которое заключается в четком отделение мира человека от мира животного.

Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Разноплановые определения понятия "культура" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.

Первым исследователей, который дал определение понятию «культура» был Э. Тайлор. Автор рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. " Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах.

Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы ". В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению. Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию.

Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К. Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952).Наряду с определениями культуры Л.Уайта, А.Крёбера и Э.Тайлора существует еще ряд типов определений. Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К.Уисслеру, " образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик ..." Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру " как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям ". Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново.

Специфическую точку зрения на культуру выразил Г. Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире . М. Херсковиц рассматривал культуру " как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество ". Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р. Линтону:

а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;

б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества ". К структурным можно отнести также определение, данное Дж.Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений. Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы". Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы" [29; 30; 31; 32].

В обыденном языке, обычном словоупотреблении понятие «культура» служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые вполне могут быть определены словом «культурность». В сфере научной деятельности наблюдается огромный интерес к этому понятию. Сегодня существует уже несколько сотен определений культуры. Причиной подобного многообразия трактовок можно считать то, что культура выражает глубину человеческого бытия, и бесконечность проявлений человеческого духа.

В российской литературе можно особо выделить определение М.С. Кагана, он определили «культуру» как систему отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Эта система отношений строится на совокупности духовных и материальных ценностей, социальных норм и институтов [33; 34; 69].

Если рассматривать понятие культуры с педагогической точки зрения показывает, то «культура» - это совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью, и стать ее достоянием, ее достижением. [34].

Культура, таким образом, является особой формой жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

Чтобы ответить на вопрос что такое культура взаимоотноешний, нам требуется так же определить и проанализировать понятие «взаимоотношение». Взаимоотношения - это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.

Взаимоотношения у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения.

Деловые взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и т.д. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

Эффективность организации процесса формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.

Термин культура взаимоотношений говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг к другу. Под культурой взаимоотношений понимается такая деятельность во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией познавательного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.

Особое значение имеет деятельность социального педагога в современном обществе и в начальной школе в частности. В теоретической части проведенного нами исследования говорится, что основная задача социально педагога- это формирование условий для развития и поддержания, совершенствования взаимоотношений между детьми в группе детей и во взаимоотношениях со взрослыми. То есть, деятельность социального психолога является медиаторной, то есть деятельность посредника между взрослыми и ребенком, между ребенком и ребенком. То есть социальная педагогика должна быть своеобразным посредником, проводником во взаимодействии ребенка и взрослого. Младший школьный возраст это особый период развития ребенка к готовности к взаимоотношениям со взрослыми и детьми. В данный возрастной период у ребенка появляется потребность в познании, интеллектуальном развитии и, кончено, потребность в развитии социальных связей, что является основанием готовности младшего школьника к готовности формирования у него культуры взаимоотношений.

Важным компонентом и источником формирования культуры взаимоотношений служит среда, то есть пространство самой культуры, которую мы понимаем как представляем как единство образцов мировоззрения и стереотипов поведения, проявляющихся на уровне отдельной личности или всей группы в целом.

Когда ребенок поступает в школу важную роль в его социализации играет овладение учебной деятельностью, то есть овладение важными для этого знаниями умениями и навыками. Но в то же время ребенок и в ходит в группу, у него появляются межличностные отношения. То есть происходит, так называемая «скрытая программа социализации», именно благодаря этой социализации у ребенка развивается эмоциональная и социальная жизнь. У него происходит формирование мнение о других и о себе. 5

Поступая в школу, ребенок включается в систему отношений с другими детьми и учителем. На протяжении всего периода обучения эти отношения имеют определенную динамику развития.

При поступлении в школу у ребенка выходит на первый план учебная деятельность, а общение со сверстниками остается на втором плане. Наблюдение за первоклассниками показывает, что дети в какой то мере первое время даже избегают контактов с одноклассниками, отдавая предпочтение учебной деятельности и своему новому статусу. Контакт в данный период осуществляется по большей частью через педагога. Ребенок в младшем школьном возрасте активно овладевает навыками общения, происходит быстрое интенсивное установление дружеских контактов. На данном возрастном этапе умение находить контакт, умение взаимодействовать является важной составляющей общего развития личности ребенка.

К 9 летнему возрасту у ребенка должны устанавливаться дружеские отношения с одноклассниками, это говорит об умении налаживать социальный контакт с другими, что говорит о правильном развитии личности. Результаты многих исследований показывают, что взаимоотношения младших школьников имеют особую динамику развития. То есть, для детей 5- 7 лет друзьями являются те дети, с которыми ребенок играет, кого видит чаще, чем других. Ребенок определяет своего друга по внешним параметрам, например рядом живут, сидят вместе за одной партой. Дети обращают внимание на внешнее поведение при выборе друга, а не на внутренние качества. Дружба не характеризуется высокой стабильностью. Дети 8-11 лет определяют друзей, как людей, которые помогут, отзываются на их просьбы, имеют такие же интересы. Для ребенка важна доброта, честность в друге. То есть ребенок начинает обращать внимание на качества личности..

По мере освоение ребенком школьной действительности, у него формируется система межличностных отношений с одноклассниками. Основа этих отношений носит эмоциональный характер.

Исследования с помощью социометрии, показывают, что положение ребенка в группе определяется разными факторами в зависимости от возрастной категории детей.

Дети, получающие наибольшее число выборов, как правило отличаются такими качествами как: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.

Дети, имеющие плохое положение в группе так же обладают рядом качеств, таких как: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.