Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы
2.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация
Нами была разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
Цель программы:
Способствовать формированию у школьников - подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ.
Задачи:
· организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;
· содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
· способствовать повышению качества здоровья школьников;
· оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;
· осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях.
Актуальность программы:
· По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими ПАВ приняло характер эпидемии, что ведет к демократическому кризу, распаду семей. В Российской Федерации - 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. - сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1.87 млн. человек - это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Поэтому для решения этой общегосударственной задачи необходима профилактическая программа, которую мы разработали «Школа без наркотиков».
Разработанная нами программа включает в себя 3 основные задачи:
1) развитие личностной компетенции;
2) выработка и развитие навыков защиты;
3) предупреждение возникновения проблем.
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений.
Вторая - посредством обучения умению противостоять различным факторам риска.
Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.
Ожидаемые результаты:
· сформируется у учащихся гражданские качества, современные знания и умения, помогающие личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;
· сформируется у школьников потребность в здоровом образе жизни.
· Снижение риска приобщения подростков к наркомании
Содержание программы деятельности социального педагога по профилактики подростковой наркомании представлена в таблице 2.
Таблица 2.
№ занятия |
название |
Форма проведения |
Цели и задачи |
Содержание работы |
Сроки проведения |
|
1. |
«Подвержен ли ваш ребенок к риску приобщения наркотиков» |
Анкетирование родителей |
Изучение наркотической ситуации в школе |
Анкетирование родителей подростков |
26. 01 |
|
2. |
«Как уберечь ребенка от наркомании» |
Консультация для родителей |
Информирование родителей о проявлениях подростковой наркомании. |
Проводится устная беседа |
28. 01 |
|
3. |
Изучение наркотической ситуации в коллективе» - опросник ДЖ.о. Нилла |
Внеклассное мероприятие |
Изучение наркогенной ситуации в группе подростков |
Проводится опрос подростков |
30.01 |
|
4. |
Анкета «Личный опыт школьника относительно одурманивающих средств |
Внеклассное мероприятие |
Изучение наркогенной ситуации в группе |
Проведение анкетирования |
3. 02 |
|
5. |
«Привычки и здоровье» |
Классный час |
Сформировать у подростков представление о полезных и вредных привычках, пропагандировать ЗОЖ |
Проводится устная беседа социального педагога и учеников |
5.02 |
|
6. |
«Курение - опасное увлечение» |
Классный час- беседа |
Ознакомить с отрицательными последствиями курения на организм |
Беседа с элементами дискуссии |
7.02 |
|
7. |
«Алкоголь и его последствия». |
Классный час с выступлениями учеников |
Ознакомить с историей появления алкоголя, подвести к выводу об опасности употребления алкоголя |
Проводится лекция о вреде алкоголя, выступление учащихся |
9.02 |
|
8. |
«Эта Белая смерть» |
Классный час с элементами дискуссии |
Ознакомить с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением |
Лекция социального педагога о последствиях применения ПАВ, обсуждение с учащимися |
10.02 |
|
9. |
«Помоги себе сам» |
тренинг |
Формирование понимания опасности передозировки лекарственными препаратами, умение применять меры оказания первой помощи |
Тренинговое занятие |
12.02 |
|
10. |
«Умей сказать НЕТ!» |
тренинг |
Формирование навыков отказа от ПАВ |
Тренинговое занятие |
14.02 |
Все конспекты занятий находятся в приложении.
Программа «Школа без наркотиков» осуществлялась в три этапа:
1. Диагностический этап (занятие с 1-го по 3-ий);
2. Коррекционно - развивающий (занятия с 4-го по 10-й)
3. Анализ проведенной работы.
Рассмотрим первый этап - диагностический. На первом занятии (приложение 1) проводится анкетирование родителей детей подросткового возраста. Целью данного занятия было изучение проблем подростковой наркомании. Выявление «группы риска», т.е, группы подростков, у которых высока степень приобщения к употреблению ПАВ. Для этого мы использовали анкету для родителей «Подвержен ли ваш ребенок риску приобщения к наркотикам». В опросе приняли участие родители 40 подростков.
Родителям предлагалось ответить на 20 вопросов. За каждый положительный ответ ставилось одно очко. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у ребенка.
На втором и третьем занятиях мы провели диагностические обследования в так называемой «первой группе риска», с целью более углубленного изучения наркогенной ситуации в полученной группе риска и исследования личного опыта этих подростков относительно одурманивающих средств. Для этой цели мы использовали анкету Дж. О. Нилла «Изучение наркогенной ситуации в коллективе» и анкету «Личный опыт школьника относительно одурманивающих средств». Была выявлена группа повышенной степени риска
Для более глубокого изучения характера и интересов подростков данной группы мы использовали различные методы:
- наблюдение во время уроков и во внеурочное время;
- беседа с классным руководителем, администрацией школы;
- анализ школьной документации и творческих работ учащихся.
Коррекционно - развивающий этап программы состоит из занятий с 4 по10-й. На данном этапе работы мы провели мероприятия с учащимися и их родителями:
-консультации;
-классные часы;
-беседы;
-тренинговые занятия.