Активные формы обучения на уроках географии

курсовая работа

2.2 Адаптивная модель обучения

Такая модель дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

- диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

- составление технологических карт;

- подбор разноуровневых заданий;

- обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

- мониторинг деятельности учащихся;

- определение уровня обучаемости школьников;

- итоговая диагностика знаний и умений;

- организация групповой и парной работы.

В чем же заключается система работы при переходе на АСО?

В этой модели учитель, часть времени работает со всеми учениками вместе, обучая их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.

Вариант урока можно представить следующим образом:

- входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц -- опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);

- объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;

- самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с адаптивными заданиями;

- отключенный контроль, индивидуальная работа с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса.

После объяснения материала учащиеся получают технологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления. Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.

Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.

Каждый идет по своей индивидуальной дорожке, со своей скоростью, выполняя необходимый объем заданий.

Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов саморегуляции и полная занятость всех учащихся.

Если учащимся предложены многоуровневые задания, то ученик выбирает уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку «3» и дает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнении заданий оценка может повыситься на балл.

У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий. Домашнее задание носит вспомогательный характер.

Не справившись на уроке с обязательными заданиями, ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику, заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьется продвижения.

Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получают задание на дом творческого характера.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса при введении в тему используются различные приемы:

- эвристическая беседа;

- проблемное изложение;

- мозговой штурм и др.

Данная система соединяет в себе элементы технологий других авторов:

- составление опорных конспектов по методике В.Ф. Шаталова, что позволяет сократить время на изучение нового материала, планировать индивидуальную работу с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса;

- использование методов С.Н. Лысенковой по опережению, обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;

- коллективный способ обучения, предложенный В.К. Дьяченко, обеспечивающий устную, самостоятельную работу в режиме «взаимоконтроль» и «взаимообучение».

Результативность опыта можно проследить по следующим фактам:

- повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

- возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.

Делись добром ;)