Глобализация образования. Основные моменты, проблемы
1.2 Перспективы глобализации в системе образования
На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами.
Глобализация образования может быть осуществлена только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся.
При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления.
Очевидно, что концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов.
Ее реализация позволяет:
- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;
- сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахронического сопоставления, классификации и интеграции;
- осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире;
- сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения. [3]
Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:
- развитие культурного сознания учащихся;
- повышение межкультурной компетентности;
- интернационализация воспитательного процесса;
- развитие представлений о мире как взаимозависимой экосистеме;
- создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.
Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможностей освоения культурного опыта человека.
Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т. е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в современный период. [1]