Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей с недоразвитием речи

дипломная работа

2.1 Характеристика экспериментальной группы детей

Для выявления особенностей фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная.

Экспериментальная группа: 5 детей - старших дошкольников, посещающих логопедическую группу ГБОУ Д/C комбинированного вида №797.

Контрольная группа - 5 детей с развитием речи в границах возрастной нормы, посещающих ГБОУ Д /C комбинированного вида №797.

Наличие контрольной группы в моем исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты исследования.

фонематический патология коррекционный дошкольник

Таблица 1

Сравнительная характеристика экспериментальной и контрольной групп

№№

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Инициалы

Возраст

Заключение ПМПК

Инициалы

Возраст

Заключение ПМПК

11

Артем. К

5.5

ФФНР

Даня. Е

5.2

Речь в границах возрастной нормы

22

Вика. А

5.5

ФФНР

Ксюша. В

5.4

Речь в границах возрастной нормы

33

Саша. Е

5.5

ФФНР

Артем. О

5.4

Речь в границах возрастной нормы

44

Полина А.

5.2

ФФНР

Максим. Ш

5.6

Речь в границах возрастной нормы

55

Катя Ф.

5.2

ФФНР

Зоя. И

5.6

Речь в границах возрастной нормы

1 группа (экспериментальная) - состояла из 2 мальчиков, 3 девочек пяти летнего возраста. У детей наблюдался низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, неподготовленность к звуковому анализу и синтезу.

Анамнез детей данной группы: токсикоз I или II половины беременности; хронические заболевания матери (заболевания почек, сердечно-сосудистые, эндокринные); простудные заболевания I, II половины беременности; гипертония; курение; угроза выкидыша на ранних и более поздних сроках. Роды: досрочные, быстрые, кесарево сечение; стимуляция; наблюдалась асфиксия плода. Ребенок закричал только после нескольких шлепков. Перенесенные заболевания до года: кишечная инфекция, стоматит, анемия, рахит, простудные заболевания ОРЗ, ОРВИ. После года: частые риниты, аллергический трахеит, бронхиты, ветряная оспа, краснуха, частые ОРЗ, ОРВИ.

У детей отмечались особенности в протекании высших психических функций: неустойчивое, нестабильное внимание; объем памяти сужен по сравнению с нормой, поэтому они хуже запоминали речевой материал; скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна.

Поведение можно охарактеризовать, как нестабильное, с частой сменой настроения; на занятиях они быстро утомлялись, начинали отвлекаться; испытывали затруднения в запоминании инструкций логопеда; отмечалась недостаточная целенаправленность при выполнении задания.

Речь детей характеризуется неправильным звукопроизношением. У них отмечалась недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата; наблюдалась нечеткая дикция и недостаточная выразительность речи.

2 группа (контрольная)- состояла из 5 мальчиков и 5 девочек пятилетнего возраста с нормальным речевым развитием. Все дети были общительны, легко вступали в контакт. Охотно и спокойно выполняли инструкции логопеда и отвечали на вопросы.

Делись добром ;)