Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства

аттестационная работа

4. Библиографический список

  • 1. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности //Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6.
  • 2. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (На материале изобразительного искусства) - Пермь, 1999.
  • 3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.,1999.
  • 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.,2000.
  • 5. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.//Журнал “Дошкольное воспитание”, 1995, №10.
  • 6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
  • 7. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников?- М., 1998.
  • 8. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития дошкольников.// Искусствознание и психология художественного творчества.- М.: Наука, 1988. С. 307--320.
  • 9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
  • 10. Некрасов-Каратаев О., Осорин М. Психологическая природа детского рисования.//Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3.
  • 11. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1993.
  • 12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А.Ветлугиной. - М., 1992.
  • Приложение

    Типовой месячный план по ИЗО

    (подготовительная группа)

    1. ЛЕПКА "ФРУКТЫ"

    Познакомить с жанром "натюрморт", учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; дать представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность.

    Материал: пластилин, стеки, дощечки, муляжи фруктов, ваза.

    Предш.раб.: рассматривание картин с изображение натюрморта, составление натюрморта из различных предметов, беседа о фруктах, месте их произрастания.

    АППЛИКАЦИЯ "ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ"

    Продолжать знакомить с видом изобразительного искусства - натюрмортом, учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и декоративно-силуэтный), составлять композицию из 2-3 предметов. Продолжать учить вырезать симметричные предметы из сложенной вдвое бумаги (вазу), и несколько фруктов ( яблоко, груша), дополнять композицию деталями; совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм. Закрепить "правила ножниц": держать острыми концами от себя и вниз, следить, чтобы под лезвия не попали пальцы, подавать кольцами вперед.

    Материал: лист картона темного цвета (фиолетовый, синий), заготовки цветной бумаги для вазы, оранжевая и желтая бумага для фруктов, заготовки зеленого цвета для листьев, клей, кисти, клеенка, поднос, ножницы, простой карандаш.

    Предш.раб.: рассматривание натюрмортов, анализ расположения предметов при выполнении натюрморта. Рисование и лепка натюрморта.

    Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 19

    РИСОВАНИЕ: "ВАЗА С ФРУКТАМИ"

    Учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве - натюрморт, учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, упражнять в умении правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов, учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку.

    Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель.

    Предш. раб.: лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?", составление натюрморта из предметов окружающей обстановки.

    Литература: О.А.Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 172, 181-184

    2. ЛЕПКА "ЛУКОШКО С ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ"

    Продолжать учить детей составлять натюрморт, упражнять в умении отличать жанр "натюрморт" от других видов искусства, развивать навыки создания объемных изображений, упражнять в лепке различных форм грибов и ягод, передавая их характерные особенности. Воспитывать стремление выполнить работу аккуратно, самостоятельно анализировать полученный результат.

    Материал: пластилин, дощечки, корзина, муляжи грибов и ягод.

    Предш. раб.: рассматривание муляжей грибов, иллюстраций грибов, ягод, упражнения в составлении натюрморта.

    АППЛИКАЦИЯ "ДАРЫ ОСЕНИ"

    Учить на основе впечатлений, знаний и умений полученных на предыдущих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения, продолжать учить симметрично вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги сложенной вдвое, в несколько раз, учить работать коллективно, согласовывать свои действия, воспитывать терпимость, взаимопомощь. Закреплять "правила ножниц".

    Материал: три больших листа бумаги, цветная бумага для вырезания фруктов, овощей, грибов, зеленая бумага для вырезания листьев, клей, кисти, ножницы, простой карандаш, поднос, клеенка.

    Литература: Казакова "Развивайте у дошкольников творчество" стр. 150

    РИСОВАНИЕ "ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА"

    Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании.

    Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти - мягкая и жесткая, краски.

    Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.

    Литература: Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 29

    3. ЛЕПКА "ЧУДО-ДЕРЕВО"

    Познакомить детей с новым способом составления объемной мозаики - модульной лепкой, а именно составление из бесформенных кусочков, учить детей отщипывать, отрывать или отрезать стекой небольшие кусочки и создавать из них образ украшенного дерева, показать способ лепки дерева, развивать у детей самостоятельность в украшении поделки, используя природный материал.

    Материал: образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал.

    Литература: И.А. Лыкова "Лепим, фантазируем, играем" стр.27-29

    АППЛИКАЦИЯ "УЗОР В КРУГЕ" (из листьев и мелких цветов) -декоративное

    Познакомить в новым видом аппликации - флористикой, аппликацией из листьев, цветов, трав; учить составлять композицию из листьев в круге, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус.

    Материал: тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы.

    Предш.раб.: сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений.

    РИСОВАНИЕ "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ" (с использованием природного материала)- сюжетное

    Познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений - печатание цветов и трав (ТРИЗ), учить составлять композицию, передавать в ней изменения произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанры искусства - пейзаж, закреплять в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.

    Материал: образец, засушенные листья различной формы, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.

    Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера "Что я узнал?"

    Литература: О.А. Куревина "Путешествие в прекрасное" стр. 132.

    Делись добром ;)