Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для проведения практических исследований (экспериментов) были
использованы дети старших групп ДОУ.
Эксперимент № 1 (констатирующий).
Цель.
Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.
Задачи:
1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение своеобразия эстетического отношения детей к своему рисунку.
Рисование (гуашь).
Тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по выбору).
Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя
детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.
Полученные данные эксперимента № 1.
Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:
1. Труд людей, орудия труда - 3 рисунка
2. Семья, семейные отношения - 4 рисунка
3. Природа, природные объекты и явления - 13 рисунков
4. Герои сказок и мультфильмов - 2 рисунка
5. Цветовые пятна и цветосочетания - 1 рисунок.
Определили в своих рисунках как “некрасивое”:
1. Природа, природные объекты и явления - 1 рисунок (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его “Некрасивое”. Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал свой рисунок?”. Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.
И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и
явления (рисунков о природе было 13). Названия детских рисунков о природе были разнообразными: “Солнце отражается в воде”, “Спелые ягоды”, “Лето”, “Яблоки на дереве, “Красиво”, “В природе”, “Природа” и т. д.
II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Таким образом, эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в цветовом решении(37,2%), многоплановой композиции(26,8%), детализации(27,0%). Часто встречались ответы: ”Рисунок красивый, потому что аккуратный”(62,8%).
На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.
Нами было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка. “Нулевой”(26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа. “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием. “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью. “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев.
Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы. Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других.
Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п.
Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что неприятно самим детям. Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков. Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.
Эксперимент № 2 (констатирующий и формирующий).
Цель.
Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста разнообразия природных явлений и объектов, их форм, размеров,
фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Задачи:
1. Определить, какие выразительные средства, используют старшие дети при рисовании природы;
2. Какие используют цвета красок, отражая время года, климатические условия и своё отношение к природе.
3. Закрепить и уточнить знания детей о явлениях и объектах природы, формировать интерес к природе и положительное отношение к
ней.
Для решения этих задач было проведено несколько занятий по рисованию, в которых участвовали дети старших групп ДОУ
Рисование (акварель).
Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста.
Материал. У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.
Ход занятия. Воспитатель говорит:
- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем. Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…). Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые Что кудри завила… (С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.) Как молоком облитые, Стоят сады вишнёвые, Тихохонько шумят… (Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов? (Одуванчиков.)
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик
Первый, молодой
У него чудесный
Золотистый цвет. -
Он большого солнца.
Маленький портрет.
(О. Высотская)
А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках?
(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить
цветущий май?
Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они
нарисуют, например, кисти сирени и т. п.
- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с
зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам
нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми. Рисунки, выполненные такими красками, должны получиться радостными.
Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине
(показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).
Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др.
А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май. Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета.
Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших
дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы. Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.
Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”. Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым.
Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы -тёмно-зелёный и т. д.).
Чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит. По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна.
Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др. Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.
ВЫВОДЫ: Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания. Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.
Содержание
Похожие материалы