Электронное портфолио учителя информатики, ориентированное на тему "Алгоритмизация" в базовом курсе информатики
1.1 Электронное портфолио. Состав, структура, функции и типы электронного портфолио
Нами было выявлено, что под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово "портфолио" пришло из английского языка и означает - предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т.д. Слово "portfolio" в переводе с итальянского языка означает "папка с документами", "папка специалиста".
Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио в переводе с французского означает "излагать", "формулировать", "нести" и "лист", "страница" или "досье", "собрание достижений" (Словарь иностранных слов).
По мнению Калмыковой И.Р. портфолио учителя - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника [14].
По мнению Чошанова М.А. портфолио - это пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума [27, с.35].
По мнению Кузнецова А.А. - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности [17, с.108].
По мнению Красильниковой В.А. и Запорожко В.В. электронное портфолио учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т.д.
Электронное портфолио учителя информатики - это целостность, представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста [12].
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С.М. Глезер, С.Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д.Х. Грейвес, Б.С. Сунстейн). Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии [2]. В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. М.А. Чошанов предлагает портфолио как "альтернативную систему оценки" [27, с.49].
В 1997 году Т.М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу "Мера для меры", в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга являлась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио [18, с.38].
В свою очередь, портфолио учителя - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Поисковый сервис в Интернете дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио [1].
Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.
Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере.
Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации обучаемых, исследовательские и творческие работы [2].
На сайте по адресу http://design. gossoudarev.com/portfolio.html [3] автор дает следующее определение: "Под веб-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учителя, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений.
Заметим, что портфолио - это бумажный эквивалент, предъявляемый в виде папки с документами, а электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.
В состав портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
общие сведения об учителе;
проверочные (контрольные, "срезовые") работы учащихся;
внеурочная деятельность по предмету;
отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
проекты и творческие работы учащихся;
аудио - и видеоматериалы, фотографии и т.д.
Камзеева Е.Е. [17, с.132] предлагает следующую структуру электронного портфолио учителя.
Анкетные данные:
образование;
специальность;
стаж (общий и педагогический);
разряд;
сведения о повышении квалификации.
Методическая деятельность:
интересные разработки уроков;
разработки отдельных тем, тестов и контрольных работ;
публикации.
Работа с учащимися:
научно-исследовательская работа учащихся;
участие в конкурсах, олимпиадах;
разработки и сценарии внеклассных мероприятий;
интересные работы учащихся.
Самообразование:
участие в работе МО, семинарах;
участие в работах округа, города;
участие в экспериментальной работе.
Достижения учителя:
награды;
победители олимпиад и конкурсов;
творческие работы учителя.
Калмыкова И.Р. предлагает некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя. [14]
В структуру портфолио входят такие компоненты, как:
портфолио документов;
портфолио работ;
портфолио отзывов.
Портфолио документов содержит в себе информацию об авторе, о результатах его деятельности и об особенностях личности автора портфолио.
Портфолио работ включает в себя материалы, отражающие основные направления и виды деятельности: описание основных форм и направлений творческой активности, разработки педагога. Здесь важно продемонстрировать полноту, разнообразие и убедительность материалов, отражающие основные направления и виды деятельности, качество представленных работ.
Портфолио отзывов состоит из характеристик отношения учителя к различным видам деятельности: заключения, рецензии, рекомендательные письма, резюме, отзыв о работе в творческом коллективе.
По Калмыковой И.Р. [14] существует две функции портфолио: накопительная и модельная.
Накопительная функция - это набор теоретических документов и набор рабочих материалов.
Теоретические документы - это:
достижения учителя;
грамоты и сертификаты;
документы, подтверждающие повышение квалификации;
банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций.
Рабочие материалы - это:
рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов;
авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
опорные конспекты уроков;
конспекты открытых уроков и мастер - классов;
тексты тестовых заданий: контрольных, лабораторных или практических работ;
дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и т.д.
Модельная функция отражает динамику развития учителя; показывает результаты самореализации; демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя; помогает спланировать деятельность учителя.
При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывая требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов [16, с.37].
Книга Т.М. Кьюз "Мера для меры" стала результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио. Опыт позволил автору говорить о разных типах портфолио в зависимости от его целенаправленности:
"Демонстрационный портфолио" - служит для итоговой оценки знаний учащихся по определённой теме и является собранием работ разного характера;
"Портфолио роста" - призван показать не столько конечный результат, сколько процесс его достижения;
"Инструментарный портфолио" - в нём чётко и доступно должен излагаться материал, сопровождающийся наличием интересных примеров и тренировочных заданий [20, с.118].