Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

курсовая работа

2.1 Что есть электронное портфолио

Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В нашей работе мы рассматриваем именно электронное портфолио, так как, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно ещё и напрямую связано с информационными технологиями, приоритет которых также указан в ФГОСе. Встречаются авторы, которые трактуют электронный портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронное портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

В самом общем виде портфолио - это целенаправленное собрание работ, которые демонстрируют учебные компетентности учащегося, его развитие и достижения в различных учебных дисциплинах, социальных проектах.

В источнике [8] автор дает следующее определение: "Под электронным портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях."

В статье О.Г.Смоляниновой [11], которая посвятила множество своих научных трудов теме электронного портфолио, отмечается, что национальное образовательное инициативное сообщество (NLII,2003) определяет электронный портфолио как коллекцию аутентичных и разнообразных данных (выбранных из большого архива), демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией).

В определении известного методиста Хелен Баррет «электронный портфолио - это собрание работ, которое иллюстрирует усилия индивидуума в развитии, демонстрирует достижения в одной или нескольких областях за определенный промежуток времени. Электронный портфолио использует цифровые технологии, позволяющие собирать и организовывать артефакты с помощью разных медиа-форматов (аудио, видео, графика, текст). Портфолио, строящийся на основе каких-либо стандартов, сопровождается гиперссылками для демонстрации связи задач, артефактов и рефлексии автора портфолио с образовательным стандартом. Рефлексивные материалы считаются подтверждением достижения задач или стандарта».

Как отмечают Паулсон и Майер, материалы в портфолио отбираются для презентации достижений, динамики развития и продвижения в одной или более областях. Важный компонент портфолио - это материалы рефлексивных исследований по отдельным этапам обучения. Таким образом, электронный портфолио позволяет использовать технологии аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности, анализа затруднений и путей их преодоления, самооценки своих собственных успехов. Технологией е-портфолио в системе образования значима также тем, что предоставляет возможность для всесторонней оценки образовательных достижений ученика.

Чем же значимо электронное портфолио для школьников начальной ступени образования? Во-первых, оно содержит информацию о различных видах деятельности учащегося, о предметах, курсах и практиках, пройденных в ходе обучения, и позволяет проводить пролонгированный мониторинг образовательных программ, также оно отражает результаты индивидуальной образовательной активности учащихся, например, участие в проектах и научно-практических конференциях школьников, позволяет отслеживать и оценивать результаты обучения и индивидуальный прогресс. Для школьников старших классов портфолио позволяет выявлять профессиональные склонности, таким образом осуществлять раннюю профессионализацию, позволяет демонстрировать уровень возможностей и достижений, к примеру, при поступлении в вуз, компенсирует эффект «случайного успеха» или провала на экзамене.

Делись добром ;)