Элективный курс "Система счисления" в предпрофильном обучении информатике

курсовая работа

2.1 Пояснительная записка

Курс «Системы счисления» рассчитан на 22 часа и посвящен ключевому понятию математики - числу, а также системам счисления - способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в V классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости). При изучении базового курса «Информатики» в теме «Представление информации» учащиеся вновь встречаются с понятием «системы счисления». К сожалению, на изучение этой темы в базовом курсе отводится 12 часов и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени не отводится. Кроме того, при работе на компьютере учащиеся видят «внешние» результаты работы программы и вопрос, как и что происходит внутри компьютера всегда их интересует. Частично на него отвечает данный курс.

Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие, перевод числа в десятичную систему счисления, что дает возможность применения компьютера.

Задачи, предлагаемые в курсе интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить сои способности к математике и информатике.

Организация занятий курса происходит в виде бесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформление сообщений по истории систем счисления и разбор решения различных задач в виде творческих работ.

Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основная цель курса заключается в углублении имеющихся у учеников знаний по предмету, формировании основы научного мировоззрения в области информатики и развитии интереса к информатике, как науке.

Задачи курса:

1) _расширить представлений знаний учащихся о числе, способах его
записи;

2) дать представление о многообразии систем счисления, их
классификации и истории возникновения;

сформировать навык перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;

создать условие для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;

развить творческие способности и коммуникативные навыки;

развить у учащихся логическое и алгоритмическое мышление;

сформировать навыки выполнения арифметических действий над десятичной системой счисления.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учеников перед изучением курса. Учащиеся должны быть: - знакомы с понятием «системы счисления»;

знакомы с системами счисления которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

После прохождения элективного курса, обучаемые овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

умеют представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления;

умеют устанавливать связь между системами счисления;

умеют использовать схему Горнера для перевода числа в десятичную систему счисления;

- имеют представление о составление алгоритма и программы с
привлечением вычислительной техники.

Делись добром ;)