Элективный курс "Давай договоримся!"

методичка

Занятие 2. Философия конфликта

Цель: Развитие творческой активности учащихся при самостоятельной выработке идеологии психологического понятия конфликт.

Материал к проведению занятия:

Карточки с афоризмами о конфликтах 3 комплекта. Листы А4 на каждого, фломастеры.

1. Вводная беседа.

Тема нашего занятия достаточно необычная «Философия конфликта».

А раз это философия, то она не предполагает решение конкретных проблем, она лишь описывает свой взгляд на жизненные явления. «Философия и психология - это просто языки разного уровня. Психолог - это мудрый практик, который, не взлетая высоко, разжевывает философию применительно к житейской конкретике. А философ - это мудрец, который по поводу самых разных житейских проблем, не вникая в конкретику, говорит одни и те же вещи - те, которые эти проблемы снимают. Философия в буквальном переводе - любовь к мудрости».

Сегодня мы попробуем с вами создать свою собственную философию.

«Однажды ученик гончара пришел к своему учителю и сказал: «У меня не получается кувшин, посоветуй как мне его сделать лучше». На что учитель ответил: «Я могу тебе подсказать, как сделать кувшин, но тогда это будет мой кувшин, а тебе нужно сделать свой. И только твои руки знают, как это сделать»

То, что мы сегодня придумаем должно стать чем-то новым для вас. Конечно, можно было бы мне вам просто рассказать то, что написано в мудрых книжках, и может быть это будет интересно, но это будет, как сказано в притче не ваша мудрость, а чужая.

2. Как создается новое.

Но с чего же начать?

Давайте представим, что мы решили построить дом. Сначала в нашей голове полный хаос: где-то лежат бревна, где-то доски, где-то гвозди. Все это разрознено, в беспорядке. Затем мы начинаем все собирать в одно место. И вот через какое-то время путем определенных усилий мы построили дом. Есть стены, есть пол, крыша. Можно ли жить уже в этом доме? Наверное, можно, но уютно ли в доме, в котором нет ни мебели, ни убранства? Скорее всего, нет.

Точно так же происходит и создание новых знаний. Пока мы с вами находимся на стадии хаоса. Мы знаем, что есть конфликты в жизни, знаем, к чему они приводят, они нас злят, раздражают, выводят из равновесия.

Попробуем из этого хаоса построить «дом» - основу психологического понятия «конфликт».

А все, чем мы будем заниматься на последующих занятиях, и будет «оформлением» нашего «дома», т.е. будем вносить более точные знания о понятии конфликта, о том, что с этим делать.

- можно повесить шторы вне дома?

- удобно ли будет, если диван поставить в сарае, а шкаф во дворе дома?

- а если в доме не хватает каких-то важных вещей?

- а что будет, если все находится на своих местах внутри дома?

3. Работа с афоризмами.

В психологии есть такой метод афоризмотерапия - своеобразный метод исцеления от психологических травм и комплексов при помощи афоризмов. Его создатель -современный ученый, доктор филисофских наук, почетный президент Международной ассоциации актуализирующего психоанализа Назип Хамитов. А П. Таранов - современный философ и писатель назвал афоризмы «Витамином ума».

Работа с карточками:

Попробуйте проанализировать предлагаемые афоризмы. Сгруппировать их определенным образом. И вывести некую формулу - вывод о том, как видится это понятие великим ученым, писателям, мыслителям.

О конфликтах

Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью (Вольтер)

Обдумывая человеческие поступки, я начинаю не с того, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, а с того, чтобы понять. (Спиноза)

Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому. (Аристотель)

Если мира нет в тебе, то мира и вокруг тебя быть не может. (СВ. Писание)

Не иметь врага - не в нашей власти, но, не ненавидеть - его мы властны.

Уступает тот, кто умнее.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Для каждого вредны две вещи: молчать, когда время говорить, и говорить, когда время молчать. (К. Тепнервайн)

Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы. (Г. Модсли)

Бесспорное отличие человека от животного и самого совершенного компьютера - умение смеяться.

Ничего не делай во гневе! Глуп тот, кто во время бури садится на корабль. И. Гауг.

Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок. Д. Самюэл.

Когда двое ссорятся - виноваты оба. Л.Н. Толстой.

Из двух спорщиков горячится тот, кто не прав. Ч. Лэм.

Прежде, чем начать мстить, вы должны выкопать две могилы. Китайская мудрость.

Люди держат камень за пазухой, если нет ничего за душой. И.Н. Шевелев.

Не от конфликтности споры, а конфликтность бывает там, где запрещены споры. П. Таранов.

Выход из конфликтных ситуаций - наилучший способ их разрешения. Подобно тому, как любовь побеждается только бегством. П. Таранов.

4. Защита выводов по подгруппам.

5. Работа с образами.

На прошлом занятии вы получили домашнее задание. Представить «конфликт» в виде какого-то образа. Предлагаю посмотреть, что у вас получилось.

Выступления учащихся.

А я представила ситуацию конфликта в виде перекидывания мяча (рисунок на плакате)

Представим ситуацию, что в человека брошен мяч. По каким причинам это может произойти? По разным: может человек хотел привлечь к себе внимание, может, хотел обидеть, или поиграть, а может мяч случайно попал в другого. Ситуация будет развиваться в зависимости от того, как в данном случае поведет себя второй человек. Ответит агрессией? Тогда неизбежна ссора. Не бросит в ответ мяч, а попытается выяснить, чего хотел бросивший? В данном случае возможно разрешение ситуации, выяснение отношений. Он может обидеться и уйти, пойти жаловаться? Тогда ситуация останется нерешенной и отношения будут еще более накаляться. Возможно, что один таким образом приглашал другого поиграть в мяч. Когда люди играют, они стараются выиграть. Но это возможно, если будут учтены интересы и потребности обоих игроков.

Поведение людей в конфликтной ситуации похоже на игру в мяч. Когда не учитываются причины возникновения конфликта, не учитываются интересы обеих сторон, происходит либо бесполезное перекидывание мячика, либо броски намеренно болезненные. Хотя на самом деле конфликт не такая уж и противная вещь. Если его правильно оценить, он приобретет конструктивный характер, приведет к развитию благоприятных отношений.

Делись добром ;)