Элективный курс "Давай договоримся!"

методичка

Вводное занятие. Формула взаимоотношений по Литваку. Диагностика компетентности и готовности к разрешению конфликтов.

Философия конфликта

Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции.

Стратегии «совладания» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор.

Внутриличностный конфликт.

Принцип «Выиграть / выиграть» как учесть нужды каждого.

Творческий подход в разрешении конфликтов.

«Саботажники общения»

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению.

«Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями.

Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах.

Воспитание трудных родителей.

Готовность к разрешению конфликтов. Картография конфликта.

Психологический практикум. Анализ и разрешение конфликтов.

Самопроверка навыков конструктивного общения

Итого:

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

17 часов

На первом занятии курса учащимся предлагается завести рабочую тетрадь, в которой будут вестись записи и дневник наблюдений. В дневнике наблюдений учащиеся должны записывать конфликтные ситуации, в которые они сами когда-либо попадали или были их свидетелями.

2. Методическая разработка занятий по курсу «Сотрудничество»

Занятие 1. Знакомство с элективным курсом «Давай договоримся!»

Цель: Знакомство с формулой взаимоотношений по Литваку. Определение самооценки компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта.

Если мира нет в тебе, то мира

вокруг тебя быть не может.

Св. Писание.

Формула взаимоотношений по Литваку.

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и между целыми народами. В семье, в школе, в походе, на отдыхе обидно легко разрушаются человеческие связи, проливается кровь…

А ведь большинство конфликтов можно урегулировать. На наших занятиях вы научитесь проникать в сложный, а иногда до обидного простой, механизм конфликта. Мы будем учиться смотреть на себя со стороны и в поисках виновников жизненных недоразумений не исключать самого себя. Критическое отношение к самому себе не унижает, напротив - делает нас щедрее и благороднее.

Попробуйте для начала ответить на вопрос: «Кто для вас самый главный человек на свете?» (обсуждение ответов)

На самом деле самым главным человеком для вас являетесь вы сами. (На рис. 1 это верхняя ступень). Наверное, это звучит не совсем привычно, ведь нас всегда приучали, что мы должны думать прежде всего о других, а уж потом о себе. Поэтому совсем не удивительно, что даже взрослые на этот вопрос отвечают по-разному и самым главным для себя считают ребенка, мужа, жену, родителей, и даже собачку, если рядом нет никого. Но, сегодня человечество уже понимает, что только счастливый человек может сделать счастливым другого. Только умеющий помочь себе, может помочь другому.

У известного психотерапевта Литвака есть замечательные слова о том, что если ты не любишь себя, ты должен уйти от любимого человека - ведь не будешь же ты подсовывать ему плохое.

Человек рождается наедине с собой и уже имеет потребности:

- биологические (потребность в еде, тепле, сне и пр.);

- социальные (потребность в заботе, уважении, любви, ласке и пр.).

И если «Я» стою на первом месте, то кто же тогда на втором? На втором месте для нас будет стоять тот человек, который помогает нам удовлетворять наши потребности. Пока человек маленький - это родители. Они нас и кормят и одевают, они заботятся о нас, они нас любят. Когда ребенок становится подростком, ему уже не нужна та забота, которая была необходима в детстве. Подросток сам в состоянии одеться, поесть и т.д. для него на второе по важности место выходят друзья, сверстники. Уже здесь мы наблюдаем множество конфликтов между родителями и детьми-подростками. Родителям хочется опекать детей, заботиться о них, и не всегда им хочется видеть, что ребенок уже почти взрослый. А когда подросток вырастает и становится взрослым, самостоятельным человеком - на второе место выходит муж (жена).

На третьем месте находится человек - «сотрудник». Тот, кто разделяет наши интересы, увлечения. Это может быть друг, коллега по работе и т.д. Естественно, что если муж и жена будут разделят интересы и увлечения друг друга, они будут более дружны и любимы.

И лишь четвертое место, как ни покажется вам странным, отведено нашим детям (а ведь чаще всего, ребенка ставят на первое место). Ошибочно считать, что человек живет, работает только ради детей, порой игнорируя при этом собственную жизнь, собственные интересы и увлечения. Ведь жизнь показывает, что только у счастливых родителей бывают счастливые дети. Дети учатся жить не на нравоучениях родителей, а на их примерах.

А на пятой ступени - наши родители. Такое распределение объясняет множество житейских конфликтов: отцов и детей, тещи и зятя, свекрови и золовки, начальника и подчиненного и др. они возникают чаще всего тогда, когда кто-то пытается занять «не свое место» в жизни другого человека.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рис. 1. Лестница взаимоотношений по Литваку

Вопрос на обсуждение:

«Любовь к себе - это эгоизм или проявление самоуважения?»

«Что значит любить себя?»

«Возлюди ближнего своего как самого себя»

2. Определение самооценки компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта.

Прежде чем мы с вами начнем разбираться в особенностях человеческих конфликтов, хотелось бы узнать то, что вы уже знаете и умеете. Вам предлагается несложный тест.

Приступая к работе с тестом, вы должны мысленно представить во всех подробностях и деталях один - два самых последних конфликтов, которые у вас возникли. Далее от вас потребуется дать самооценку уровня: а) знаний, б) умений, в) способностей, которые вы могли проявить, реализовать в споре, конфликте, переговорах.

Итак, от вас требуется по 9-ти бальной шкале дать самооценку того, насколько вы знаете и умеете:

Знаете

Историю зарождения и развития конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Психологические и другие особенности участников конфликта и лиц, посвященных в этот конфликт 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Особенности типов и виды конфликтов 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные приемы и правила ведения спора 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные приемы и правила ведения переговоров 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные приемы и правила разрешения конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сильные и слабые стороны, качества, которые у вас проявляются в конфликтной ситуации и при ведении переговоров. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умеете

Определить и диагностировать тип вид конкретно взятого конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Пойти на разумные компромиссы 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Устанавливать контакты даже с враждебно настроенными к вам лицами 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Применять контрприемы против «грязных» приемов и методов 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нейтрализовать действия лиц, которые разжигают конфликт 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вести переговоры по разрешению конфликта, даже если противоположная сторона уходит от переговоров 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Предвидеть и прогнозировать ход развития событий, связанных с конфликтом 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Способны

Проявить принципиальность и гибкость в разрешении конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Установить диалог и корректно вести споры, переговоры 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Самокритично оценить ситуацию и прогнозировать развитие событий 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Проявлять выдержку и высоконравственные качества даже в ситуации обострения конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Заинтересовать противоположную сторону в положительном исходе событий по разрешению конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Видеть возможные тенденции развития конфликта 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитывать и не допускать своих прежних промахов и ошибок 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Итак, вы можете посчитать, каков уровень вашей компетенции и готовности к разрешению конфликта. Советуем отдельно подсчитать по блокам уровень: а) знаний, б) умений, в) способностей.

Уровень развития

Сумма баллов по ответам на 7 вопросов теста

1 - очень низкий

7 - 14

2 - низкий

15 - 20

3 - ниже среднего

21 - 26

4 - чуть ниже среднего

27 - 32

5 - средний

33 - 38

6 - чуть выше среднего

39 - 44

7 - выше среднего

45 - 50

8 - высокий

51 - 56

9 - очень высокий

57 - 62

Посчитайте отдельно уровень ваших знаний, умений, способностей. Чтобы вам успешно вести споры, переговоры и разрешать конфликты на основе сравнительного анализа сделайте для себя вывод, чего вам в большей степени не хватает: знаний, умений или способностей? Исходя из этого, наметьте программу дальнейшего самообразования и саморазвития.

Делись добром ;)