Экспериментальное изучение проблемы индивидуального подхода в работе с неуверенными детьми

курсовая работа

1.1 Общая характеристика понятия "индивидуальный подход"

Изучение индивидуальных особенностей и проблемы их учета в процессе образования не является открытием педагогики сегодняшнего дня. Корни ее уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, воспитатель, работая с очень небольшим количеством воспитанников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.

Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Водовозова Е.Н. указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки.

В педагогической системе Коменского Я.А. - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог Ушинский К.Д. разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

Крупская Н.К. рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир. [5, с. 94]

Макаренко А.С. считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее "коррективы" в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые "запутанные узлы". Этим определением Макаренко А.С. подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера и поступков, и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Придавая большое значение индивидуальному подходу, Макаренко А.С. не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолированно от общей системы воспитания.

Развитие индивидуальности Макаренко А.С. связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовке. Он подчеркивал, что цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера. [20, с. 19]

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Крупской Н.К. и Макаренко А.С. являются исходными для дальнейшего развития в педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении Сухомлинского В.А. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка Сухомлинский В.А. считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. [18, с. 46]

В учебных пособиях по педагогике индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Рубинский Е.С. подробно рассматривает значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов и дает ее обоснование. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ребенка. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения и воспитания. [10, с. 5-7]

Целью индивидуального подхода в работе с детьми является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность. [2, с. 19]

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Психологи Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера. Характер - совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. По мнению Рубинштейна С.Л., Он формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств - прежде всего темперамента - в результате его деяний и поступков. [15, с. 414]

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой - единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Ананьев Б.Г., Запорожец А.В., Суровцева А.В., Рубинштейн С.Л. и др. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер в свойствах личности ребенка.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача - не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

В чем же заключаются психологические основы индивидуального подхода в воспитании?

Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры, с успехом примененные к одному школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению к учащимся, умения предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенностям личности ребенка, состоянию, в котором он данное время находится, вследствие чего давали бы максимальный эффект.

По мнению Суворовой Г.Ф., индивидуальный подход обеспечивает:

ц устранение трудностей в учении отдельных школьников;

ц возможность развития всех сил и способностей учащихся. [17, с. 9]

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми - не разовое мероприятие, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровнем его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Кирсанов А.А. выделяет следующие элементы индивидуального подхода, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

ц систематическое изучение каждого ученика;

ц постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

ц выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

ц фиксация и анализ полученных результатов;

ц постановка новых педагогических задач.

Он подчеркивает, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. [8, с. 69]

Основными способами изучения индивидуальных особенностей детей являются планомерные систематические наблюдения за ребенком, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом, на наш взгляд, и состоит сущность "индивидуального подхода".

Делись добром ;)