Экологическое воспитание в начальной школе

курсовая работа

1.2 Психолого-педагогические и методические аспекты экономического воспитания в начальной школе

Современное состояние экологического образования общества позволяет выявить явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экономической воспитанности личности. В связи с этим в педагогике и методике начального образования идет активное переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и осуществляется поиск новых подходов для реализации конечной цепи экологической культуры личности.

В настоящее время экологическая культура рассматривается как система духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на Земле.

В качестве основных структурных компонентов экологической культуры называются:

- экологическая образованность или система экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических);

- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств - культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка? Да потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано появляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще непознанное и незнакомое.

Ознакомление школьников с природой проходит через ряд этапов, и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка.

Значит и деятельность педагога по успешному экологическому воспитанию учащихся начальных классов зависит от того, насколько эффективно эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста, в семье, детском саду, какой нравственно-эстетический и экологический опыт они накопили.

1-й этап включает в себя любование природой, умение посредствам слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего леса, закат солнца и т.д.).

Огромную роль в этом процессе играет не только беседа педагога по ходу любования природой, но и произведения устного народного творчества, литературы, живописи, других видов искусства.

2-й этап предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе.

Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное.

Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.

3-й завершающий этап утверждает в сознание и отражает в деятельности школьников принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет умение сохранить красоту природы и приумножить природные богатства.

Лучший пропагандист природы - сама природа. И чем ближе к ней будут дети, тем глубже они поймут ее, станут духовно богаче. Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо он сам часть природы. В детях это тяготение выражено особенно ярко: ветер и солнце, лес и вода, доставляет им огромную радость. Их притягивает глухой таинственный ельник, веселая и прозрачная березовая роща, старая вырубка с зарослями ярко-розового иван-чая.

Надо ли доказывать, какое доброе влияние оказывает природа на детей.

Она шлифует характер, делает его мягче, поэтичнее, рождает чувство любви к Родине.

Велики резервы, которые таит в себе природа, их в полной мере надо использовать для всестороннего развития детей.

Прежде всего, весь уклад жизни следует направить на преодоление экологической безграмотности и потребительского отношения к природе.

Сегодня, как никогда перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечение соответствующего образования нового поколения. Основой, как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей.

Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учить жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

В последнее время все больше специалистов приходят к пониманию того, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса: «Нам никогда «не перепрыгнуть» через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны вести в этот мир маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными.

Становление экологической культуры личности находится в прямой зависимости от развития экологического образования на всех уровнях обучения, в том числе его начального звена. В последнее время становится все более ясным необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование экологического мировоззрения и мышления.

Формирование экологического мышления в современном понимании предполагает становление экологической картины мира. Мы воспринимаем мир, как его регистрируют наши глаза и уши. Затем все ощущения от органов чувств обрабатываются, оцениваются, фильтруются наши мозги и направляются на создание восприятия - единой картины мира.

Сначала в юном возрасте в построении картины мира преобладают элементы мироощущения и мировосприятия, потом приходят эмпирические знания и опыт повседневной жизни, затем появляются теоретические знания, составляющие основу мировоззрения и практической деятельности человека. Различия в чертах, относящихся к индивидуальности людей, не могут не влиять на особенности картины мира каждого человека. Но именно благодаря становлению экологической картины возникают идеи ответственности человека за мир, в который он включен как его неотъемлемая часть, а также происходит осознание возможности реализовать свои потенции только в системе позитивных отношений с другими элементами единой системы.

Однако вопрос о том, какие именно ценности и в какой мере должны транслироваться в учебном процессе, до сих пор не имеют решения. Чтобы выявить содержательное наполнение картины мира у разных людей и назвать причины несоответствия экологической картине мира, необходимо привлечение большого числа психолого-педагогических исследований, отражающих все аспекты этой проблемы.

Во многих психолого-педагогических исследованиях отмечено, что основной чертой познавательной деятельности ребенка является эгоцентризм. В младенчестве ребенок отождествляет себя с миром: «Я - мир»; дошкольник выделяет себя: «Я и мир»; младший школьник осознает способность освоения мира: «Я могу познать мир»; подросток осознает способность воздействовать на мир: «Я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция взрослого: «Я могу познать мир, я могу изменить мир, я ответственен за него».

Формирование отмеченной позиции произойдет в том случае, если вопросами экологического образования заниматься целенаправленно с детского возраста, поскольку возрастание потребности младших школьников в общении с живой природой, повышение интереса к познанию ее законно способствует восприятию установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы. Усвоение данных установок и мотивов позволяет формировать убеждение в необходимости сбережения природы и своего здоровья.

Данные убеждения найдут свое выражение в потребности детей реально участвовать в деятельности по изучению и охране природного окружения. Следовательно, успех в логическом образовании дошкольников и младших школьников во многом будет зависеть от того, в какой мере побуждается интерес и формируется внимание к объектам природы, развивается стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во многих видах экологической деятельности. Важно, чтобы контакты обучаемого с окружающими миром совершались не в связи с требованиями будничного я, а были нацелены на глубокое проникновение в пласты экологической культуры, эмоционально подкреплялись, мощно мотивировались и выливались в реальную экономическую деятельность.

Это требует, как отмечают многие авторы, решения ряда сложных задач. В первую очередь, формирование понятий о многообразии объектов природы и их значимости в природном окружении; эстетическое восприятие окружающей среды, формирование позитивных отношений с объектами окружающего мира; понимание того, что существовать можно только в том случае, если установить позитивные отношения с другими субъектами природы. Важно, чтобы на этом этапе школьники не только осмыслили содержание курса природоведения, но и определили личностное отношение к изучаемым объектам, соотнести их ценность со своими потребностями и интересами, стремлениями и убеждениями.

В дальнейшем идет формирование более глубоких понятий о взаимосвязях, о природе и знаний об экосистемной организации природы, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды, своей местности, здоровья населения, развиваются способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической проблемы и стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по охране окружающей среды.

Теоретические положения, вырабатываемые новой методологией, активно развивают процесс коренной перестройки играционного курса приро-

доведения; переосмысляются цель, задачи и подходы к обучению, усложняется система природоведческих понятий, расширяются вопросы экологической и природоохранной тематики, совершенствуются формы и методы обучения, отрабатываются технологии включения научных знаний в практическую деятельность.

Понимание природы должно рождаться как чувство, которое можно развивать и воспитывать, если с малых лет обучать ребенка эстетическому восприятию и видению окружающего мира. Совсем не просто это сделать, хотя природа наделила каждого из нас органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Но этот дар, как и всякий другой, нуждается в развитии, поскольку все прекрасное в природе постигается каждым человеком индивидуально. Эстетическое познание дает возможность учиться и учить красоте. И если ребенок не испытывал восторга не испытывает восторга перед многообразием природного окружения, то и позднее, как правило, не удивит красота природы. Все дело в том, что эстетическое чувство природы важно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека, то есть в младшем школьном и младшем подростковом возрасте.

Таким образом, эколого-валеологическое образование младшего школьника кроме цели воспитания ответственного отношения к природе и чувства благовения перед жизнью выполняет жизненно важные задачи социальной адаптации детей.

7 - 10 лет - это время душевного становления ребенка и развития целостного восприятия: окружающий мир - РЕБЕНОК - природа - гармония (постижение.

В это время закладывается благовение перед жизнью. Ребенок получает дар общения, сотрудничества. И таким образом исчезает соперничество, возникает ощущение единства. В русской духовной культуре такое называется Соборностью.

Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника способствует важная особенность психического развития ребенка 6 - 10 лет: его обостренная чувственность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношений и в мире природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта личности, способность отвечать за свое поведение, поступки, Ребенок в отличие от животных не имеет врожденных форм поведения, он их приобретает в процессе обучения и воспитания, при этом развиваются и эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру. Активно усваивая нормы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и общества. И с этих позиций роль начальной школы в развитии новой цивилизации, новых отношений с окружающей средой трудно переоценить.

Как использовать вышеназванные психические особенности и возможности младшего школьника в обучении, воспитании, в развитии экологической культуры, зависит от взрослых-учителей, родителей, воспитателей.

В.А. Сухомлинский заметил, что «мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник детского разума».

Природа - настоящий храм красоты. И человек, почувствовавший и понявший ее красоту во всем многообразии, наверняка станет оберегать и охранять природу как источник радости и счастья.

Делись добром ;)