1. Понятие ценности и ценностной ориентации
Становление мировоззрения происходит в процессе усвоения личностью системы духовно-нравственных ценностей. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий "ценность", "ценностные ориентации".
Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.
Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) Кант И. Собрание сочинений в 6 т.Т. 4., ч. 1. М., 1985.С. 261. .
В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество" Бердяев Н.А. Судьба России. Избранное. Ростов-на - Дону, 1997.С. 247. .
Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений" Фролов И.Т. Философский словарь. М., 1996.С. 386. .
В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".
Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.
В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.Л., 1970.С. 138. .
Ценности, по утверждению Тугаринова, делятся на:
ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);
ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).
Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:
социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).
Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:
наличные (экзистенциальные);
целевые;
нормативные.
Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности.
Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели относятся:
Семья, любовь.
Интересная работа, профессиональное совершенствование.
Материальная обеспеченность.
Деятельность познания.
Творческая деятельность.
Духовное общение.
Красота.
Здоровье.
Статус личности.
Патриотизм.
В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1992.С. 240. :
ценности творчества (в том числе труда);
ценности переживания (прежде всего любви);
ценности отношения.
Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению, ценностной ориентации.
Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций:
знание (осознание ценностей);
переживание этой ценности как потребности;
мотивация настоящего поведения;
прогнозирование будущего поведения.
Так, А.Г. Здравомыслов считает, что "ценностные ориентации есть "относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности" Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1998, С. 211. .
Обратимся к истории изучения ценностных ориентаций философской и психолого-педагогической науками. Понятие "ценностная ориентация" было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей.
В отечественной психолого-педагогической науке термин "ценностные ориентации" появился в 60-е годы. С.Л. Рубинштейн Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1995.С. 150. , трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение.
В.Н. Мясищевым Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 2000.С. 176. проблема ценностных ориентаций рассматривается в его концепции психологических отношений. Он понимает отношения человека как "сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях".
И.С. Кон отмечает: "Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями" Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1995.С. 56. .
Ф.Е. Василюк Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1998.С. 81. обращает внимание на роль переживаний в функционировании ценностных ориентаций, рассматривая переживание как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом - на "производство смысла".
Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
ценностная ориентация образовательный процесс
Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.
В социологии, особенно зарубежной, ценностные ориентации трактуются как социальные установки, социальная позиция индивида, которая указывает на усвоение индивидом социального опыта и служит детерминантой его поведения. В.А. Ядов определял ценностные ориентации как "установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества".
В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, Я. Гудечек, М.Е. Дуранова, М.Г. Казакино, А.В. Кирьяковой Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.190 с. , Б.С. Круглова Козлов В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников средствами изобразительного искусства. Минск, 1993. 222 с. . В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ - обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных.
Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения" Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. М., 1991.С. 56. . Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступает объектом социально-психолого-педагогического анализа. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.
- Ценностные ориентации
- 39. Психолого – педагогические основания формирования ценностных ориентаций учащихся в учреждениях основного и дополнительного образования
- 4.1. Технология компьютерного мониторинга ценностных ориентаций студентов
- 1.2 Формирование ценностных ориентаций у подростков.
- 1.2 Формирование ценностных ориентаций
- Глава 2.Роль образования в формировании ценностных ориентаций личности
- 4. Процесс формирования ценностных ориентаций.
- 2.1. Состояние социокультурной среды как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства