logo
Хохломская роспись

Заключение

Хохломская роспись - это вид художественной обработки дерева. Возникло это искусство в конце 18 века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея - место, расчищенное от леса под пашню). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X-XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

Хохломская роспись в своей повседневной работе использует технологический процесс по изготовлению продукции с хохломскими узорами или орнаментом, защищенный более 60 патентами на изобретения, промышленными образцами и товарными знаками. Запатентованная хохломская технология по изготовлению изделий с хохломским сюжетом из фарфора, металла и стекла почти не требует введения новых технологических операций.

Хохломские изделия (Хохлома) отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом. В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Ручная хохломская роспись изделий упомянутым письмом показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. При нанесении растительно - цветочного орнамента на изделия применяют в основном три вида росписи (хохлома): травка, фон и кудрина.

Травка (хохлома) выполняется в технике так называемого «верхового» письма: цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, которым покрыто изделие из древесного и не древесного материала, и которое после нанесения лака и закалки становится золотистым.

При фоновом письме (хохлома) на серебристую поверхность изделия сначала наносят черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных плодов, цветов и птиц. Образы природы узнаваемы, они навеяны впечатлениями от цветущих садов, лугов, лесов. Сами они - цветок или лист- остаются блестящими, серебристыми. После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. В промежутках между листьями, цветами и крупными ягодами, по самому фону, размещаются травинки и гибкие «усики» с мелкими ягодами, гроздьями рябины и т.д. Фоновая роспись выполняется в ограниченной характерной цветовой гамме с использованием алого, черного и золотого тонов с золотым фоном, иногда с добавлением небольшого количества зеленого, желтого, оранжевого, коричневого тонов в рисунке.

Узоры кудрины (хохломы) оконтурены тонкой линией, т.е. сначала создается линейный контур рисунка. Более четко рисунок появляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотистый цвет, что, естественно, изделию придает особую торжественность. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности нанесены разнообразные тонкие завиточки; необычны и сами цветы, которые наносят часто фантастический образ.

Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края.

Список использованных источников

1. Ананьев, Б. Т. Человек на предмет познания / Избр. психол. труды. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.

2. Асадуллин, P. M. ; Интегративно - модульная технология формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. - Уфа : БГПИ, 2013. - 264 с.

3. Асломов, А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа. - М. : Издательство МГУ, 2012. - 367 с.

4. Ахияров, К. Ш. Изучение, обобщение и распространения передового опыта школ по трудовому воспитанию учащихся. / Учитель Башкирии. -1979. - № 5 - 154с.

5. Боголюбов, В. И. Педагогическая технология. Эволюции понятия. / Со -ветская педагогика. - 2014. - № 9. - 128 с.

6. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М. : Просвещение,1973.-288с.

7. Воробьёв, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. - М. : Просвещение, 2012. - 284 с.

8. Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987. - 345 с.

9. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя. - М. : Просвещение, 2012. - 159 с.

10. Загвязинекий, В. И. Педагогическое творчество учителя. - М. : Педагогика, 1987. - 159 с.

11. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М. : Просвещение, 1986. - 397 с.

12. Ильина, Е. Н. Искусство общения. / Педагогический поиск. - М., 1989. -223 с.

13. Курина, В. А. Методологические основы неприрывной технологической подготовки в системе «семья - школа - ВУЗ». - Самара, 2013. - 76 с.

14. Маркова, А. К. Психология труда учителя: - М. : Просвещение, 1993. - 190 с.

15. Молотобарова, О. С. Учите детей вышивать : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 192 с.

16. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития , детство, отрочество : учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 456 с.

17. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений, в 3 кн. Кн. 2 Психология образования : - 3 изд. / Р. С. Немов - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

18. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агентство, 2012. - 604 с.

19. Радченко, И. В. Педагогическое творчество учителя / Нapодное образование. 1985. - № 7. - с. 78 - 82.

20. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Ч. 1. - 288 с.

21. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под общ. ред. В. А. Сластёнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Ч. 2. - 256 с.

22. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.). - М.: Просвещение.,1971.

23. Филатов Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс,2012. - 448 с.

24. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с., ил.,16 л. вкл.