Хохломская роспись

контрольная работа

1.2 Этапы развития хохломской росписи

Сохранившиеся в музеях произведения хохломского искусства позволяют составить представление об отдельных периодах его развития. Так, например, самые ранние произведения народного промысла (рубеж XVIII-XIX веков) украшены росписью отличной от современной, более привычной нам. Они украшены лишь неширокими

золотистыми поясками. Очевидно, для окраски деревянной посуды порошок серебра был дорогим материалом. Мастера золотили лишь горловины и плечики изделий, а тулово закрашивали масляной краской, поверх которой кистью или штампом наносили орнамент.

Большие изменения в искусстве хохломской росписи связаны с первой половиной XIX века. В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступает новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы (красный, черный и золотой цвета).

Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности изделия. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. Стоит отметить, что ни один мастер Хохломы никогда точно не повторял рисунок. Его творчество основывалось на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.

Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и лубяные мочесники для хранения веретен.

В это время промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих - вырезали из дерева ложки и другую утварь, в четвертых - расписывали изделия. Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию. Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики.

В конце XIX- начале XX века Хохлома переживает тяжелые времена. Быстро снижался спрос на деревянную расписную посуду, постепенно вытесняемую фабричной продукцией. Падает значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.

Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. В это время в среде русской интеллигенции возникает глубокий интерес к памятникам русской старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы «под старину». Так появились ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировании этих изделий искажались основные мотивы росписи («под фон» и «кудрины»), появился орнамент «славянской вязи» (неудачное подражание рисункам старинных рукописных заставок). Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубая пестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя, поэтому в работе мастеров появились трафареты.

Возрождение хохломского промысла происходит в 20-е годы ХХ столетия. Мастера объединяются в артели, создают цеха. В 1916 году в городе Семенове открылась «Школа художественной обработки дерева». Основатель ее - художник Г.П. Матвеев посвятил более 50-ти лет жизни развитию росписи, резьбы и инкрустации по дереву. По его инициативе были приглашены потомственные мастера П.Ф. Распопин, И.Д. Смирнов, С.С. Юзиков.

В ХХ веке выросло новое поколение художников. В 1923 году в деревне Шабаши образовалось товарищество «Красильщик» на артельных началах. Мастера Подоговы и Красильниковы (династия хохломичей Красильниковых прославилась еще во второй половине XIX века) оказали большую помощь в подготовке молодых художников. Из их учеников вышли выдающиеся художники хохломской росписи ХХ века - Ф.А. Бедин, А.С. Тюкалов, И.Д. Смирнов и другие. В 1937 году на выставке «Народное творчество», состоявшейся в залах Государственной Третьяковской галереи, работы молодых семеновских мастеров получили призвание. Творческий поиск народных мастеров художественного промысла позволил найти современные орнаментальные решения в создании многопредметных столовых наборов (для ухи и кваса, ягод и меда, чая и кофе).

Во время Великой Отечественной войны промысел потерял значительную часть художников, ярко проявивших себя в искусстве предшествующих лет. В боях на Днепре погиб талантливый орнаменталист А.Г. Подогов, не стало С.С. Юзикова, И.Е. Тюкалова - многие мастера не вернулись с фронта. В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы.

На выставках прикладного декоративного искусства, проводившихся в 19451946 годах, было представлено много работ художников Хохломы. Как и мастера других промыслов, они стремились к созданию произведений, проникнутых духом патриотизма. Растительный орнамент приобретает для них новое значение. Он становится средством особого орнаментального рассказа о богатстве и красоте родной природы.

Многие произведения в это время выполняются на красном киноварном фоне. Складывается новое понимание рисунков с золотым узором и радостным звучным сочетанием киновари и золота, связанное с представлениями о природных богатствах русской земли. Мастеров особенно привлекают мотивы спелых колосьев, веток, отягощенных плодами, гроздей винограда и пышных цветочных гирлянд, символизирующих изобилие. При изображении их повышается роль штриховой разживки, усиливающей ощущение объемности формы. Это был некоторый отход от традиционной для Хохломы плоскостной трактовки.

Среди наиболее знаменитых мастеров Хохломы ХХ века можно назвать заслуженных художников РСФСР, лауреатов Государственной премии РСФСР имени И. Репина: Е.Н. Доспалову, Н.П. Сальникову, Н.И. Иванову, Лушину О.П., Веселову О.Н., Бусову и др. Творчество мастеров «Хохломской росписи» заслужено отмечено наградами на многочисленных отечественных и зарубежных выставках.

В наше время хохломские изделия из сугубо утилитарных превратились в декоративные. Традиции искусства Хохломы продолжают успешно развивать два центра уникального промысла: город Семенов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и село Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Семино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Семино, в других же деревнях - филиалы).

Делись добром ;)