Хохломская роспись

контрольная работа

1.1 История возникновения хохломской росписи

По свидетельству историков и археологов, изготовление деревянной посуды являлось основным промыслом крестьян, чьи земли, например в Заволжье, не отличались плодородием. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали, вырезали и вытачивали разнообразные формы посуды: бочата, чаши, блюда, фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами. Изделия не только находили широкое применение в крестьянском быту, но и являлись предметом торговли, спасая жителей деревень от голода и нужды.

Постепенно посуду из дерева стали украшать (расписывать) для чего, как правило, использовали естественные природные краски, что обеспечивало изделию дешевизну, доступность и особую красочность. Желание умельца украсить росписью немудреную деревянную посуду вполне понятно, ведь роспись не только украшала ее, но и предохраняла от вредных действий влаги.

Роспись по дереву, как один из видов декоративно-прикладного искусства, по праву считается наиболее популярной и в наши дни.

В отношении зарождения хохломской росписи искусствоведы и историки, изучающие народное декоративно-прикладное искусство, не дают однозначных ответов, высказывая различные точки зрения. Например, среди деревянных сосудов XVI века, изготовленных в монастырях и сохранившихся в музеях, находятся изделия, поверхность которых была окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены золотым порошком, который не применяли в Хохломе.

Приемы, близкие хохломской росписи встречаются и у иконописцев (еще одна из версий зарождения золотой Хохломы). Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Широкое распространение этот прием получил в XVII-XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель.

О высоком мастерстве художников-иконописцев свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Заволжские же мастера-умельцы из числа крестьян, по мнению искусствоведов и историков, начали расписывать посуду, используя кисть или штампики, задолго до того, как освоили технику «золотой» окраски. В XIX веке наряду с «золоченой» деревянной посудой здесь изготовляли дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, напоминающими хохломские узоры.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привезти ко двору. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой».

Однако наиболее вероятным временем возникновения хохломской росписи считается вторая половина XVII- начало XVIII века. Одно из предположений, относительно места зарождения промысла, связано с названиями таких деревень как: Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенными на левом берегу реки Волги.

Точно неизвестно, кто и когда придумал способ предохранения росписи посредством закалки красочного верхнего слоя олифы в горячей печи. Этот золотистый оттенок достигался тем, что загустевшая, закалившаяся на жару олифа, нанесенная на серебристую поверхность (раньше на хлористое серебро, затем на олово, теперь - на алюминий), неожиданно превращалась в золотой цвет. С этим золотым цветом контрастно выгодно сочетались черный и красный цвета.

Производство красивой своим внешним видом, золотой по цвету расписной деревянной посуды сосредоточилось в ХУШ-Х1Х веках в окрестностях города Семенова Нижегородского края. Центром по продаже и скупке выточенных на токарном станке изделий, удобных для хранения муки, соли, крупы (чаши, блюда, братины, поставцы, блюда, бочата) и украшенных специфической «золотой» росписью, сделалось село Хохлома Ковернинского района Нижегородской области, по имени которого изготавливающиеся изделия получили название хохломских.

От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой» окраски изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов (основные принципы хохломской технологии «золочения» дерева сохраняются и в наши дни).

Искусство хохломской росписи по праву называется уникальным промыслом, благодаря применению при отделке деревянных изделий техники получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Делись добром ;)