logo
Характеристика современных дидактических концепций

5. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий

Эффективное получение знаний, развитие интеллектуальных качеств, формирование умений и навыков, зависит не только от познавательной активности обучаемых, но и от накопленного ими опыта, конкретных приемов работы и способов профессиональной деятельности. Наибольший эффект может дать обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. В разработке этой теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

Основой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий являются следующие принципы:

1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этому принципу, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний, осознанный умственный план. В результате этого перехода, внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. При этом они анализируются, вербализуются, сокращаются и становятся готовыми к дальнейшему восприятию и как следствие - развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.

2. Следующее положение говорит о том, что всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (управляющей); исполнительной (рабочей); контрольно-ориентировочной.

Ориентировочная часть предполагает отражение всех условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контролирующая часть отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной части. В разных действиях, перечисленные части обязательно присутствуют, но имеют различный уровень влияния.

3. Каждое действие состоит из определенных параметров:

форма совершения; мера развернутости; мера обобщенности; мера самостоятельности; мера освоения и другие.

4. Качество приобретаемых таким путем знаний, навыков и умений, понятий, развитие умственных способностей зависят от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, а также система условий его успешного выполнения. Можно привести простой пример ООД. Инструкция по ремонту, операционная карта, используемая при регулировке различных систем двигателя. В ней, как правило, подробно описано: что, где и каким именно образом сделать.

В повседневной деятельности, связанной с обучением, используют несколько типов ориентировочной основы:

Первый тип характеризуется неполной ООД. В ней указывается лишь исполнительная часть решения и образец конечного результата действия. Например: к такому-то сроку провести настройку радиостанции на несколько частот. При этом сам путь достижения результата (технология настройки) не указывается. Обучаемые самостоятельно методом проб и ошибок настраивают радиостанцию. Усвоение порядка и правильности настройки радиостанции приобретает затяжной, неосознаваемый характер и может найти применение только при решении аналогичных задач.

Второй тип ООД включает в себя все необходимые для выполнения действия ориентиры. В отличие от приведенного выше примера обучаемым точно указывается, какие тумблеры, ручки настройки и в какой последовательности нужно задействовать, чтобы настроить радиостанцию на заданные частоты. Это значительно сокращает время на обучение и достижение нужного результата, однако способствует формированию стереотипных действий, которые в изменившихся условиях, например при настройке радиостанции другого типа, не будут давать соответствующего эффекта.

Третий тип ООД включает в себя все ориентиры деятельности, представленные в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. Такой тип ООД иногда называют инвариантным, т.к. он отражает весь спектр профессиональной деятельности и ориентирует в наиболее общем способе решения профессиональных задач. Пользуясь таким методом, ученик самостоятельно создает более частную ООД для выполнения конкретного действия, тем самым учится использовать и применять наиболее общие методы профессиональной деятельности к выполнению частных учебных и практических задач. В рамках инвариантной ООД ученик может использовать творчество, заинтересованность и инициативу, нестандартный подход к выполнению учебного действия.

5. В процессе обучения фундаментально новым знаниям, применяется теория поэтапного формирования. Теория поэтапного формирования умственных действий содержит несколько этапов:

Первый этап - мотивационный. В ходе выполнения этого этапа, у обучаемых формируется необходимая познавательная мотивация, заинтересованность, позволяющая им успешно овладевать каким-либо действием. Если данная мотивация отсутствует, то руководитель занятия должен сформировать у обучаемых внутреннюю или внешнюю мотивацию, обеспечивающую их включение в совместную учебную деятельность.

На втором этапе происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы. На этом этапе очень важно, чтобы была достигнута полнота и точность ориентировки, четко показаны и усвоены конечные результаты обучения, которых предстоит достичь.

На третьем этапе обучаемые выполняют тактильное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием. Обучаемые получают и работают с информацией в виде различных материальных объектов: моделей, приборов, макетов, схем, чертежей и т.д., проверяя свои действия с письменной инструкцией или заданием. На данном этапе обучающемуся предстоит усвоить содержание действия (все операции) и правила их выполнения. Учитель осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой входящей в действие операции и конечный результат. Очень важно своевременно заметить ошибку обучаемого и исправить ее, это позволит не допустить закрепления неверного действия или результата.

На четвертом этапе, после выполнения обучающимися нескольких однотипных действий, необходимость в инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь обучаемого. Ученикам необходимо проговаривать вслух те действия, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В этот момент, в их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации и запоминание ключевых моментов, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

На пятом этапе, который можно назвать этапом беззвучной устной речи, обучаемые проговаривают выполняемое действие. Выполняемые действия и операции проговариваются “про себя”. Мысленно проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, ключевые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

На заключительном, шестом этапе, ориентировочная часть действия настолько автоматизируется, что проговаривание про себя начинает тормозить выполнение самого действия. Ученики автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, не задумываясь, правильно ли они его выполняет. Это свидетельствует о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала. Отсюда можно сделать вывод, что формирование действия завершилось.

Эффективность обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий, зависит от нескольких факторов:

Необходимостью конкретного описания конечного результата действия и предполагаемых характеристик; выбора задач и упражнений, обеспечивающих формирование нужного действия; точного определения порядка выполнения всех исполнительных и ориентировочных функций, входящих в действие; правильности и полноты ориентировочной основы в целом.

Результаты проведенных исследований показывают, что наилучшие показатели на основе данной теории получены в подготовке специалистов, деятельность которых достаточно алгоритмизирована и сформирована. Она поддается подробному структурному описанию. Высокий результат в обучении возможен, прежде всего, за счет четкого и обобщенного примера. Каким образом нужно выполнять конкретные действия и задачи. Это экономит время на поиск решения задачи, ведет обучаемого самым коротким путем к достижению учебной цели, позволяет алгоритмизировать мыслительную деятельность и получить желаемый результат.

Стоит отметить, что теории поэтапного формирования умственных действий и понятий заключается в применении жесткого управления процессом овладения знаниями, своевременным исправлением ошибок, организацией самоконтроля со стороны обучаемого по прохождению каждого этапа освоения профессионального действия.

Систематизированная и проработанная ориентировка в выполнении того или иного действия, способствует формированию у обучаемых уверенности в своих силах, что особенно важно для тех учеников, которые теряются освоении нового для них материала, и не могут справиться с решением учебных задач.

Стоит отдельно подчеркнуть, что существует немало профессиональных творческих действий, для которых сложно реализуемо, а в некоторых случаях, невозможно систематизировать и создать ориентировочную основу. Обучение по строго определенной инструкции снижает возможности для творчества обучаемого и в определенной мере способствует формированию мыслительных стереотипов.