3. Практическая часть работа школы с родителями
Повышение роли школы в воспитании подрастающих поколений и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них.
Интенсивное развитие науки и техники и совершенствование всех отраслей производства повлекли за собой необходимость введения всеобщего среднего образования и повышения научного уровня образовательно-воспитательной работы. Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всестороннем развитии молодежи. [7]
Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П. Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывать их родителей.
Наконец, необходимость влияния школы на воспитание учащихся в семье обусловливается тем обстоятельством, что почти всe родители вовлечены а общественное производство, многие из них занимаются самообразованием, повышением своей квалификации, активно участвуют в деятельности общественных и культурно-массовых организаций. Все это так или иначе сказывается на иx воспитательной работе и, в частности, ослабляет традиционнее контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 г. свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличения времени домашнего общения родителей с детьми, В 1950 г. в семьях служащих Москвы родители учащихся V-VII классов уделяли проверке тетрадей и дневников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 г. - около двух часов. Тенденция эта сохраняется и поныне. Учитывая это, школа не только должна поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и воздействовать на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Таковы объективные предпосылки, обусловливающие повышение роли школы в руководстве воспитательной деятельностью семьи и координации работы общественности.
Значительное место в системе работы с родителями учащихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.
Были проведены следующие родительские собрания: "Режим дня в жизни школьника", "Почему наши дети обманывают", "Надо ли ругать за плохую успеваемость", "Различные стили воспитания", "Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины", "Как сохранить здоровье ребёнка", "Пирамида здорового питания", "Семья - здоровый образ жизни", "Наши ошибки в воспитании детей". На многие родительские собрания приглашались учителя предметники, социальный педагог, администрация школы. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, планом работы, методикой, своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе. На празднике День рождения школы для родителей был представлен публичный отчёт о работе школы. В конце учебного года проведено родительское собрание по итогам года, на котором каждый классный руководитель представил результаты своей деятельности. [8]
В течение всего года классные руководители проводили групповые и индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые родители приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей. Успешно была проведена компания "Новые учебники". Все родители выписали своим детям не только учебники, но и рабочие тетради по предметам. Проведена разъяснительная работа по созданию паспорта здоровья и страхованию от клещей. Надо отметить, что все классные руководители своевременно информировали родителей учащихся по всем возникающим вопросам.
Работа педагогов школы с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
По плану школы были проведены два родительских собрания. На них обсуждались учебно-воспитательные задачи школы, планировались внеклассные мероприятия, заслушивались отчёты о работе родительского комитета, подводились итоги успеваемости. На празднике День рождения школы для родителей был представлен публичный отчёт о работе школы.
Было проведено анкетирование "Моё отношение к родительскому собранию". Согласно анкетированию, проведённому среди родителей нашей школы 55 % с удовольствием бывают на родительских собраниях, 63 % считают, что могут при необходимости получить квалифицированную помощь, 63 % отмечают, что их хорошо информируют о деятельности школы.
В некоторых классах были проведены родительские собрания вместе с учащимися. В 4 и 6 классах было проведено родительское собрание "Пирамида здорового питания". В 9 классе о подготовке к экзаменам.
В начале года среди родителей и учащихся была проведена разъяснительная работа о необходимости получения учащимися дополнительного образования через кружки и секции. В результате этой работы каждый ученик посещает хотя бы один кружок или спортивную секцию. А некоторые учащиеся по 2 или 3 кружка.
В этом учебном году были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Это День рождения школы, Новый год, спортивные игры пионербол и волейбол, "Пусть всегда будет мама!", Масленица, 8 Марта, смотр знаний. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в конкурсе поделок: "Безопасность на дорогах", конкурсе сочинений "Здоровье и спорт", "Моя семья", конкурсе рисунков "Женщина в погонах", "Здоровье и спорт", "Великая Отечественная война". Совместно с родителями учащиеся участвовали в выставке поделок ко Дню посёлка. В некоторых классах для родителей были оформлены выставки творческих работ детей, а также проведены открытые уроки. Родители 6 класса приняли участие в заочном конкурсе по математике от ЦДОДД г. Костромы. Ученикам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей. [9]
Система работы школы с родителями предусматривает их вовлечение в школьное самоуправление.
В этом учебном году 70 % родителей учащихся имели возможность участвовать в школьной жизни. В течение года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в школе, в классах.
Изучение семей обучающихся, их мнений о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг была одной из главных задач классных руководителей.
В этом направлении были проведены родительские собрания: "Методы семейного воспитания", "Мир увлечений моего ребёнка", "Давайте познакомимся", а также анкетирование: "Мой ребёнок", "Готовность ребёнка к школе", "Ребёнок и труд", "Выявление интереса учащихся к деятельности", "Режим дня", "Родители о своём ребёнке", "Здоровье наших детей". Проведённые анкеты и собрания помогли классным руководителям спланировать работу с учащимися и выявить их индивидуальные особенности.
В основе взаимодействия семьи и школы лежит забота школы о семье и семьи о школе. Чтобы выяснить отношение родителей к школе были проведены следующие анкеты: "Ваше отношение к школе", "Отношение к урокам физкультуры", "Микроклимат в школе". Особенности этой взаимной заботы видны из анализа результатов анкетирования родителей (в анкетировании приняли участие родители 22 семей школы):
1.81 % опрошенных родителей довольны тем, что их ребёнок учится именно в этой школе, 63 % родителей отмечают, что их ребёнку нравится школа, 64 % родителей довольны классным руководителем.
2.67 % опрошенных родителей отмечают, что в школе созданы благоприятные условия для учёбы и досуга. Этому способствует хорошая материально-техническая база (с этим согласны 70 % родителей) и оформление школы (с этим согласны 89% родителей). В школе уютно, красиво, чисто (как указывают 85 % родителей). Немаловажным фактором является благоприятная психологическая атмосфера, созданная в школе (с этим согласны 63 % родителей);
3. Большинство родителей удовлетворены образовательными услугами школы (67 % родителей отмечают, что школа обеспечивает высокий уровень качества образования и воспитания). Эти данные можно рассматривать как результат совместных усилий учителей и родителей по созданию условий для благоприятной деятельности школы.
Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи). В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.
Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.
Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Вот некоторые вопросы, которые необходимо решить в следующем учебном году.
Предложения по работе с родителями на следующий год:
1. Проводить открытые классные мероприятия.
2. Привлекать родителей к проведению родительских собраний и различных мероприятий.
3. Больше проводить мероприятий, объединяющих учеников и родителей.
4. Организовать интерактивный лекторий для родителей на сайте школы.
5. Больше информировать родителей о достижениях нашей школы за учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, заметки в районную газету, помещение материалов в Интернете).
6. Провести конкурс "Семья года".
7. Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
Совместные субботники по уборке территории возле школы [10]
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
- Тема 9. Методика работы с родителями.
- 25.Задачи, содержание, формы работы школы с родителями. Обучение родителей.
- 1. Методика подготовки и проведения родительского собрания.
- Глава 3 организация родительских собраний
- Родительское собрание
- Пять функций работы школы с родителями
- 5. Формы взаимодействия школы с родителями учащихся
- Формы работы школы с семьей. Методика проведения родительского собрания.
- Тема 8. Работа классного руководителя с родителями учащихся Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения