Формы и методы нравственного воспитания младшего школьника

курсовая работа

1.3 Формы и методы нравственного воспитания младших школьников

Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития. Методы воспитания и формы организации деятельности школьников могут выступать, как единое воспитательное явление. Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников.

Деятельность детей организуется в двух направлениях: коллективном и личностном (индивидуальном). В соответствии с этим методы воспитания можно подразделить на две основные функциональные группы.

1. Группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей: 1) единые педагогические требования; 2) методы и формы самоуправления; 3) традиции; 4) игра; 5) перспектива.

2. Группа методов индивидуального воздействия; 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.

Между этими методами воспитания существует очень тесная связь. Ребенок, как личность формируется и в обществе сверстников, и индивидуально.

Общая функция методов воспитания, конечный результат их применения - это формирование сознания и поведения школьников в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет общество. Среди методов воспитания занимает метод убеждения. Практически его результат зависит не только от умения убеждать словом. Убеждение, особенно нравственное, зависит от конкретной деятельности. Убедить детей в бережном отношении к природе нельзя только своими словами, призывами, знакомством с правилами поведения на природе, параллельно с этим ребята должны участвовать в практической работе по охране природы. Методом убеждения может быть любая информация, имеющая целенаправленный характер. Уникальность его заключается, что убеждает вся окружающая среда, все формы жизни и деятельности как сверстников, так и самих детей. Все методы, которые перечислены, убеждают, оказывают активное воздействие на сознание и поведение школьников. Но есть такие формы работы со школьниками, которые обладают наибольшей целенаправленностью - это беседы, лекции, конференции, семинары, дискуссии и т. п.

A. Единые практические требования.

Воспитание начинается с правильной постановки педагогических требований. Именно с этого начинается процесс дисциплинирования, являющийся неотъемлемой часть общего воспитательного процесса. "Школа должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально, и что наказуемо" - писал А. С. Макаренко [6].Есть целый свод норм, правил, которые должны выполняться любым здравомыслящим человеком. Такие требования называются обязательными. Педагог обязан требовать их выполнения от учащихся и всякое сюсюканье, заискивание перед учеником недопустимо. Ученик должен очень хорошо усвоить, что любые требования, в конечном счете, идут от общества, а не прихоти учителя, и у него есть не только права, но и обязанности.

B. Самоуправление школьников.

Этот метод очень хорошо применяется в практике, как эффективная форма организации жизни детей.

C. Традиции.

Они являются формой жизни детей, школы. Традиции имеют особенность праздничности, торжественности, и поэтому играют особую роль. Например, в школах давно установились традиции, как праздник последнего звонка, Нового года и т д. В этих традициях формируются культуры чувств, воспитывается эмоциональная чуткость, умение чувствовать и воспринимать прекрасное и т д.

D. Методы воспитания педагогов-новаторов

Педагогами-новаторами мы называем тех педагогов, которые известны всей стране и смело, начали пользоваться своей практике новаторскими методами. Такими являются В.В. Шаталов, Ш.А Амонашвили, Е.И Ильин, С.Н Лысенкова и др. Они нашли подходы (у каждого своя система новинок, "изюминок"), которые позволяют заинтересовать всех учащихся, увлечь их учебно-познавательной деятельностью. Они нашли подходы, которые позволяют работать учителю и ученикам в тесном интеллектуально-эмоциональном контакте, обеспечивают индивидуальное развитие каждого ученика, причем, что особенно важно, развитие более способных, одаренных детей. Методы воспитания, которые они используют (см. таблицу 1)

Таблица 1 Методы воспитания

Идеи, подходы

Методы

Авторы

1

Развить интерес к учению

Перспектива

2.Игра

В.Ф Шаталов

С.Н.Лысенкова

Ш.А.Амонашвили

С.Н.Лысенкова

М.П.Щетинин

2

Интеллектуально-эмоциональный контакт

3.Самоуправление

4.Соревнование

5.Требование

В.Ф.Шаталов

С.Н.Лысенкова

В.Ф.Шаталов

3

Индивидуальное развитие

6.Пример

Е.И.Ильин

В.Ф.Шаталов

Е.И.Ильин владеет в совершенстве таким методом воспитания, как пример. Его "изюминка"- это интеллектуально - эмоциональные беседы, размышления вместе с учениками на основе примеров.

Игра - основной метод воспитания у Ш.А.Амонашвили. Это объясняется тем, что объект его исследования - шестилетки, учащиеся начальных классов. Его принцип - обучая играй.

В педагогическом процессе встречаются и такие методы, как метод стимулирования, он используется для побуждения коллектива и личности к усилению и ускорению своего развития. Методическими приемами этого метода можно считать одобрение, похвалу, оценку и другие поощрения. Для ребенка, который не видит в семье ласки, стимулом будет и добрая улыбка, и доброе слово, и радость других за его успехи и т д.

Делись добром ;)