Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения
2.2 Возможные причины агрессивного поведения
Рассмотрим возможные причины агрессивного поведения ребенка.
Наследственно-характерологические:
- Наследственность,
- Нездоровье ребенка;
- Следствие тревожности, страхов, страха нападения;
- Особенности темперамента и характера ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость), предрасположенность к заболеваниям, результат особого созревания нервной системы ребенка;
- Индивидуальные особенности (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
Связанные с переживаниями, внутренним миром ребенка:
- Возрастной кризис;
- Неумение сопереживать, эмпатия;
- Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в семье, в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;
Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т.д.
Социально-бытовые:
- Конфликт между супругами;
- Подсознательное привлечение внимания родителей;
- Определенные ситуации, которые провоцируют на проявление агрессивности;
- Отношения в семье, у родственников;
- Тип воспитания (гипер- (чрезмерно опекают) или гипоопека не опекают вообще, ребенок может быть предоставлен сам себе, родители обеспечивают лишь самое необходимое - кормят, одевают);
- Повсеместная демонстрация сцен насилия (СМИ, игрушки с агрессивным выражением лиц, дешевые книги с картинками агрессивной направленности и пр.);
- Нестабильная социально-экономическая обстановка в семье и обществе;
- Социально-культурный статус семьи и т.д. [7, с.81]
Важно:
- характер эмоциональных отношений в семье (д.б. эмоциональная отзывчивость, эмоциональная раскрепощенность, проявление эмоций должно поощряться, учиться управлять своими эмоциями; культура проявления эмоциональных реакций)
- одобряемые формы поведения (ребенок должен знать, какое его поведение будет одобрено родителями, а какое нет),
- широта границ дозволенного (четкое понимание ребенком, что можно делать, а что нельзя),
- типичные реакции в семье на те или иные поступки и действия (пример поведения родителей в различных ситуациях усваивается ребенком как единственно возможный. Например, как родители или значимые взрослые проявляют радость, гнев, как они сердятся, как договариваются между собой, как проявляют тревожность и т.д.)
Помните, что если у ребенка ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого.