Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения

курсовая работа

2.2 Возможные причины агрессивного поведения

Рассмотрим возможные причины агрессивного поведения ребенка.

Наследственно-характерологические:

- Наследственность,

- Нездоровье ребенка;

- Следствие тревожности, страхов, страха нападения;

- Особенности темперамента и характера ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость), предрасположенность к заболеваниям, результат особого созревания нервной системы ребенка;

- Индивидуальные особенности (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

Связанные с переживаниями, внутренним миром ребенка:

- Возрастной кризис;

- Неумение сопереживать, эмпатия;

- Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в семье, в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;

Для детей статус определяется целым рядом факторов:

- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

- организаторские способности;

- широта кругозора;

- позитивная оценка взрослого и т.д.

Социально-бытовые:

- Конфликт между супругами;

- Подсознательное привлечение внимания родителей;

- Определенные ситуации, которые провоцируют на проявление агрессивности;

- Отношения в семье, у родственников;

- Тип воспитания (гипер- (чрезмерно опекают) или гипоопека не опекают вообще, ребенок может быть предоставлен сам себе, родители обеспечивают лишь самое необходимое - кормят, одевают);

- Повсеместная демонстрация сцен насилия (СМИ, игрушки с агрессивным выражением лиц, дешевые книги с картинками агрессивной направленности и пр.);

- Нестабильная социально-экономическая обстановка в семье и обществе;

- Социально-культурный статус семьи и т.д. [7, с.81]

Важно:

- характер эмоциональных отношений в семье (д.б. эмоциональная отзывчивость, эмоциональная раскрепощенность, проявление эмоций должно поощряться, учиться управлять своими эмоциями; культура проявления эмоциональных реакций)

- одобряемые формы поведения (ребенок должен знать, какое его поведение будет одобрено родителями, а какое нет),

- широта границ дозволенного (четкое понимание ребенком, что можно делать, а что нельзя),

- типичные реакции в семье на те или иные поступки и действия (пример поведения родителей в различных ситуациях усваивается ребенком как единственно возможный. Например, как родители или значимые взрослые проявляют радость, гнев, как они сердятся, как договариваются между собой, как проявляют тревожность и т.д.)

Помните, что если у ребенка ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого.

Делись добром ;)