Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей

курсовая работа

Заключение

Анализ опыта работы над формированием компетентности учащихся на уроках "Технологии"

Правильная организация занятий декоративной обработки соломы способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и ответственности, вооружает навыками преобразовательной деятельности, ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов.

В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передались из рук в руки т старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время такая преемственность прервалась. Однако сейчас этот вид народного творчества переживает небывалый расцвет и разнообразные сувениры, шкатулки, корзинки восхищают и привлекают тем, что из обычной соломы можно создать такое великолепие (фото). Удивляют и возможности хрупкой соломки.

Поэтому в обучении декоративно-прикладным видам труда в новых социально-экономических условиях в качестве приоритетных могут быть следующие задачи:

сохранить традицию, приблизив к современности, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного опыта, приобщить учащихся к богатому ремесленному наследию соломоплетения;

научить технике плетения из природного материала и создавать удивительные изделия.

Специфика уроков "Технологии" предусматривает в пределах любого программного содержания изготовление изделий, обладающих определенным утилитарным и эстетическим смыслом. Следовательно, здесь существует объективная возможность на основе предметно-практической деятельности проводить с учащимися систематическую работу по формированию у них духовно-нравственных и эстетических ценностей. Это обусловлено, во-первых, комплексным характером этих занятий, во-вторых, сообщаемая информация обстоятельно и глубоко осмысливается учащимися (поскольку полученные теоретические сведения они применяют в собственной проектной деятельности), в-третьих, эта работа активизирует не только рациональные, но эмоциональные структуры личности, способствует гармоничному развитию.

Простая соломка, которая колосится на хлебных полях, может многому научить. Ремесло - это не только комплекс приемов и способов художественной и технологической обработки материала. Исконный труд человека обогатил сокровищницу человеческой культуры богатейшими духовными и художественными традициями, запечатленными в фольклоре, сказках, обрядах, образцах пластического творчества.

Неожиданные сочетания различных видов плетения, собранные в композиции из отдельных фрагментов, составленные как по эскизу, так и методов подбора, декорирование предметов быта, способствуют видеть прекрасное вокруг, в необычном, преображать, экспериментировать. ведь делается все это из простого материала, который буквально лежит под ногами и не стоит ни копейки.

Накапливается опыт, расширяются горизонты поиска новых выразительных идей, укрепляется интерес. Благодаря интересу, как знания, умения, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития личности в целом, превращения получаемых знаний и умений не просто в усвоение информации, а в глубоко личный духовный багаж. "То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, - подчеркивал Выготский Л.С. - он сумеет сделать завтра самостоятельно".

Изделия, выполненные учащимися, служат отчетным материалом, наглядным пособием, представляются на выставки и пользуются интересом и спросом. Таким образом, реализуется принцип практико-ориентированного обучения, т.е. ориентация учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание.

Хочется верить, что обыкновенная соломка стает тем материалом, который принесет радость творчества и ощущение сопричастности с природой. Наблюдая, как из зерна рождается новая жизнь, как колосятся хлебные поля в лучах летнего солнца, как спеет колос, как величаво стоят сжатые снопы, а в зимние дни сплетая золотистые соломины, наверняка ребята почувствуют себя частицей вселенной, где человек живет в гармонии с природой и по ее законам.

Литература

1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.

2. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2002. - 339 с.

3. Ильин Е.П. Психология. - "Питер", 2004. - 545 с.

4. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2010.

5. Педагогическая психология / Под ред. Кошелевой С.В. - М., С. - П., 2005. - с.45-63.

6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002. - 156 с.

7. Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. - М., 2009. - 125 с.

8. Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2008. - с.321-325.

9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 2008.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2003. с.150-157.

11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 2009. - 534 с.

12. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2009. - 390 с.

13. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединский. - М., 2008.

14. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред.Ж.И. Шиф. - М., 1961.

Приложения

Таблица 1

Делись добром ;)