Формирование технологической компетентности у детей с отклонениями в развитии на уроках "Технологии" в школе-интернате II вида для слабослышащих детей

курсовая работа

2.1 Пояснительная записка

Проблема трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями не перестает быть предметом особого внимания. Об этом свидетельствуют исследования А.П. Гозовой, С.А. Зыкова, В.З. Базоева, в которых отмечается, что при выборе профиля обучения необходимо учитывать перспективы дальнейшего трудоустройства, увеличения шансов самореализоваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Содержание и формы трудового образования должны развиваться, что называется, в ногу со временем.

В последние годы у людей появляется больше возможностей для появления индивидуальных способностей, приобщения к тому или иному ремеслу. Все это создает предпосылки для возрождения и развития прикладного художественного творчества.

В основу программы "Технология" для специального коррекционного учреждения II вида положена типовая программа государственного ООУ "Технология", где учтено базовое содержание трудового обучения. В целях индивидуализации и дифференциации обучения усилена коррекционная направленность, расширен профиль трудового обучения за счет введения углубленного изучения ряда разделов, позволяющих учитывать склонности интересы и возможности учащихся, материально-техническое обеспечение.

Содержание раздела "художественная обработка материалов" в программе для общеобразовательных школ предусматривает лишь ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства, народными ремеслами. В школе-интернате для слабослышащих детей сочли возможным организовать более глубокое изучение основ обработки природного материала. Так, в 2003 году была разработана примерная программа "Декоративно-прикладное творчество. Содержание учебного материала, организация, формы и методы обучения изучались, анализировались, вносились коррективы. В целом программа составлена на основе общих положений, отражающих современный подход к организации учебного процесса. Анализ результатов деятельности учащихся позволил сделать ряд практических выводов.

Актуальность предлагаемой программы определяется ее направленностью на всестороннее развитие слабослышащих детей в разнообразных видах деятельности, в подходе к проблеме трудового профессионального обучения как первостепенной задаче ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Программа составлена для учащихся 5-6 классов с учетом их возможностей.

Создание условий для всестороннего развития детей и подростков, сохранение и укрепление народных и культурных традиций России - основа государственной политики в сфере образования.

Вот некоторые предложения к разработке научно-педагогических основ обучения:

1. Разработка научно-педагогических основ внедрения примерных программ, методических и учебных пособий для коллективного, группового и индивидуального обучения художественным видам труда с учетом физических особенностей учащихся.

2. Определение оптимальных форм и методов работы по обучению и воспитанию учащихся.

3. Создание условий для формирования развития творческих способностей учащихся, возрождения, сохранения и приумножения культурного наследия народа.

4. Разработка примерных программ, учебных и справочных пособий для учащихся.

Обучение осуществляется на уроке и строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях.

Делись добром ;)