2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить программу уроков социально-бытовой ориентировки, способствующих формированию гендерных представлений у подростков с умственной отсталостью.
Рабочие гипотезы:
1) реализация программы уроков социально-бытовой ориентировки, способствует формированию гендерных представлений, знаний о роли мужчины и женщины, культуре межличностного общения;
2) реализация программы уроков социально-бытовой ориентировки, способствует пониманию роли семьи, функциях отца и матери.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
3. Методы количественного и качественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательной школа №20» г. Оренбурга. Учреждение работает по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
В формирующем эксперименте приняли участие 10 учащихся 8 Б класса с легкой степенью умственной отсталости, возраст 14-15 лет.
До начала эмпирического исследования мы побеседовали с социальным педагогом и психологом образовательного учреждения, тщательно ознакомились с личным делом каждого ребёнка, характеристикой. В частности, у подростков с легкой степенью умственной отсталости было обнаружено следующее распределение по полу: 6 мальчиков и 4 девочки. Оказалось, что большая часть из них воспитывается в неполных семьях (80%); материальное положение - удовлетворительное; далеко не все дети обеспечены отдельной комнатой; образовательный уровень 60% матерей -- низкий, с преобладанием полного среднего образования, низкий уровень трудовой квалификации родителей; у 70 % есть братья/сестры.
Деструктурированность семей (алкоголизм родителей, склонность к агрессивным поступкам, неврозам и другим психическим расстройствам) наблюдалась в 30% случаев, сотрудничество со школой минимальное и разовое.
Отношения в семье дружеские и близкие в 50% случаев, отсутствие взаимопонимания - 30% и «нормативные» - 20%.
Эмпирическое исследование носило характер формирующего эксперимента и включало следующие этапы:
1. Входящая диагностика;
2. Реализация программы;
3. Итоговая диагностика.
На первом и третьем этапах диагностика осуществлялась с помощью следующих методов исследования:
1. Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола» (Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф) [31]
Цель: выявить сформированность представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков.
2. Эксперимент Н. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» [4]
Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.
3. Опросник «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой) [31]
Цель: выявление роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции личности.
5. Экспертная оценка учителем уровня усвоения программы по социально-бытовой ориентировке.
На втором этапе была реализована программа уроков социально-бытовой ориентировки, способствующих формированию гендерных представлений у подростков с умственной отсталостью.
Сформированный диагностический комплекс позволил нам выявить: представления подростков с умственной отсталостью о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволило спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.
Экспериментальное исследование проводилось в соответствии с требованиями к организации и проведению обследования, сформулированные И.Ю. Левченко (2007). Так, процедура обследования строилась в соответствии с особенностями подросткового возраста и на основе активной деятельности, ведущей для этого возраста (интимно-личностное общение); способ общения с экспериментатором был таким же, как и с другими знакомыми взрослыми; методики предъявлялись подросткам в удобной форме.
С целью получения наиболее достоверных данных вся диагностическая программа проводилась с подростками с легкой степенью умственной отсталости в индивидуальной форме, но под контролем взрослого. Приступать к выполнению задания предлагалось школьнику только в случае, если экспериментатор убеждался, что подростку понятна инструкция. Весь объем диагностических методик был разбит на части, чтобы дать испытуемому время для отдыха и восстановления работоспособности.
Рассмотрим результаты входной диагностики. Методика «Нарисуй человека своего и противоположного пола» позволила выявить сформированность представлений у подростков с умственной отсталостью о человеке мужского или женского пола. Подростки не сразу стали выполнять рисунки, практически все начали рисовать с изображения представителя своего пола.
Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты диагностики подростков с умственной отсталостью по методике «Нарисуй человека своего и противоположного пола»
Ф.И./ Критерий оценивания |
Соответствие изображение фигуры полу |
Соответствие одежды и аксессуаров полу |
Соответствие прически полу |
Изображение вторичных половых признаков |
Признаки половой идентификации |
|
Максим А. |
- |
- |
+ |
- |
- |
|
Валя В. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Даша Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Сергей К. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Руслан К. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Влад Н. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Анна О. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
|
Света П. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Леша Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Марат Р. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Анализ данных таблицы 1 позволил сделать вывод, что у данной группы подростков недостаточно сформировано представление о человеке своего и противоположного пола. Большинство испытуемых изобразили человека мужского и женского пола с одинаковой фигурой, что говорит о незнании подростков разницы между женской и мужской фигурами.
70% испытуемых нарисовали одежду в соответствии полом, у 30% школьников данной группы одежда мальчика и девочки одинакова без выраженных гендерных признаков.
Обращает внимание на себя то, что все подростки нарисовали в своих рисунках прическу в соответствии с полом - у мальчиков короткие волосы и девочек длинные волосы.
Всего три подростка (30%) из группы испытуемых выделили в своих рисунках вторичные половые признаки (грудь), четко нарисованное лицо, румянец, что свидетельствует о знании различий мужского и женского тела.
В целом, анализ полученных результатов по данной методике позволяет заключить, что данная группа подростков имеет поверхностные знания и представления о различиях мужского и женского тела.
Перейдем к рассмотрению результатов полученных по эксперименту Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» (таблица 2).
Анализ данных таблицы 2 позволяет констатировать, что 60 % подростков с умственной отсталостью с заданием на построение последовательности картинок в аспекте возрастной периодизации справились. Лишь у 40 % школьников данной группы были отдельные затруднения (Я настоящее и Я привлекательное отождествлялись).
По параметру «Я настоящее» мы выявили, что восемь (80%) учащихся рассматриваемой категории достаточно хорошо идентифицируют свой образ с образом на картинке.
Обращает внимание то, что привлекательным образом для большинства подростков (70%) с умственной отсталостью является образ юноши или девушки. У 30% школьников привлекательным образом является образ школьника (цы).
Таблица 2 Результаты диагностики подростков с умственной отсталостью по эксперименту Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация»
Ф.И./ Критерий оценивания |
Я настоящее |
Я-привлекательное |
Я-непривлекательное |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Максим А. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Валя В. |
- |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Даша Л. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Сергей К. |
- |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Руслан К. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Влад Н. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Анна О. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Света П. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Леша Р. |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Марат Р. |
- |
+ |
+ |
Умственно отсталые подростки испытывали затруднения в определении самого непривлекательного образа. Вся группа испытуемых таким непривлекательным образом выделила образ старика (старухи) - 100%. Во многом это связано, как отмечает Н.Л. Белопольская с тем, что воображение этих детей мало развито и им трудно представить, какими им не хотелось бы быть.
Результаты, полученные нами в ходе обследования по методике Н.Л. Белопольской, дают основании сделать следующие выводы: представление о принадлежности к своему полу и возрасту у подростков с умственной отсталостью сформировано; в качестве привлекательного образа у испытуемых выступает образ «взрослый мужчина» и «юноша» у мальчиков и у девочек: «юной девушки» и «взрослой женщины»; в качестве непривлекательного образа у школьников выступает образ старости; прогнозирование своего будущего не вполне адекватно.
Гендерная идентичность - это часть индивидуальной «Я-концепции», которая отображает принадлежность индивида к социальной группе мужчин или женщин и эмоциональную оценку этого группового членства. Особенности гендерной идентичности проявляются в обозначенных своей половой принадлежности и смысловых самоописаниях. Далее рассмотрим результаты, полученные по опроснику «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой), позволившего выявить роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции личности (таблица 3).
Таблица 3 Результаты исследований роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции подростков с умственной отсталостью
Ф.И./ Критерий оценивания |
Семейные и межличн. роли |
Професс. роли |
Социальн. роли |
Феминные харак-ки |
Маскулин. харак-ки |
Нейтральн. харак-ки |
|
Максим А. |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
|
Валя В. |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
Даша Л. |
0 |
0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
Сергей К. |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
5 |
|
Руслан К. |
6 |
4 |
0 |
0 |
1 |
3 |
|
Влад Н. |
13 |
8 |
9 |
12 |
8 |
6 |
|
Анна О. |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
Света П. |
0 |
0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
Леша Р. |
13 |
8 |
9 |
12 |
8 |
6 |
|
Марат Р. |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
|
М ср. |
3,3 |
2,5 |
2,8 |
3,8 |
3,1 |
3 |
Анализ данных таблицы 3 позволил сделать вывод, о том, что феминные характеристики осознаются подростками с умственной отсталостью лучше (Мср. 3,8), чем маскулинные характеристики (Мср. 3,1).
Семейные и межличностные роли осознаются школьниками данной категории несколько ниже (Мср. 3,3).
Подростки в своих ответах часто выделяли нейтральные характеристики, личностные черты (я трудолюбивый, я добрый) - (Мср. 3).
Нет осознания и есть достаточно поверхностные представления у школьников с умственной отсталостью о профессиональной роли (Мср. 2,5). Экспертная оценка учителем уровня усвоения программы по социально-бытовой ориентировке позволила сделать вывод, что в целом 60% учащихся имеют достаточный (средний) уровень сформированности знаний и умений в рассматриваемом аспекте.
У 40% подростков с умственной отсталостью начальный (низкий) уровень усвоения программы.
Результаты входной диагностики подростков с умственной отсталостью позволили сделать следующие выводы:
ѕ знание своего пола и возраста подростков с умственной отсталостью сформировано;
ѕ подросткам с умственной отсталостью свойственно неполная осознанность, поверхностность, формальность в причислении себя к полу, возможно, это связанно с непониманием самого слова «противоположный»;
- Введение
- 1.1 Значение курса социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе
- 1.2 Особенности гендерной социализации подростков с умственной отсталостью
- 1.3 Урок социально-бытовой ориентировки как средство формирования гендерных представлений у подростков с умственной отсталостью
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-бытовой ориентировки как средство развития гендерных представлений подростков с умственной отсталостью
- 2.1 Организация и методы исследования
- Средняя степень умственной отсталости.
- 3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости» в психолого-педагогических исследованиях
- 3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью
- §1. Роль школы в организации системы социально-бытовой ориентировки учащихся
- 1.3. Развитие эмоционального интеллекта у детей с умственной отсталостью