logo
Формирование социально-бытовой ориентировки как средство развития гендерных представлений подростков с умственной отсталостью

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить программу уроков социально-бытовой ориентировки, способствующих формированию гендерных представлений у подростков с умственной отсталостью.

Рабочие гипотезы:

1) реализация программы уроков социально-бытовой ориентировки, способствует формированию гендерных представлений, знаний о роли мужчины и женщины, культуре межличностного общения;

2) реализация программы уроков социально-бытовой ориентировки, способствует пониманию роли семьи, функциях отца и матери.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

3. Методы количественного и качественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательной школа №20» г. Оренбурга. Учреждение работает по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

В формирующем эксперименте приняли участие 10 учащихся 8 Б класса с легкой степенью умственной отсталости, возраст 14-15 лет.

До начала эмпирического исследования мы побеседовали с социальным педагогом и психологом образовательного учреждения, тщательно ознакомились с личным делом каждого ребёнка, характеристикой. В частности, у подростков с легкой степенью умственной отсталости было обнаружено следующее распределение по полу: 6 мальчиков и 4 девочки. Оказалось, что большая часть из них воспитывается в неполных семьях (80%); материальное положение - удовлетворительное; далеко не все дети обеспечены отдельной комнатой; образовательный уровень 60% матерей -- низкий, с преобладанием полного среднего образования, низкий уровень трудовой квалификации родителей; у 70 % есть братья/сестры.

Деструктурированность семей (алкоголизм родителей, склонность к агрессивным поступкам, неврозам и другим психическим расстройствам) наблюдалась в 30% случаев, сотрудничество со школой минимальное и разовое.

Отношения в семье дружеские и близкие в 50% случаев, отсутствие взаимопонимания - 30% и «нормативные» - 20%.

Эмпирическое исследование носило характер формирующего эксперимента и включало следующие этапы:

1. Входящая диагностика;

2. Реализация программы;

3. Итоговая диагностика.

На первом и третьем этапах диагностика осуществлялась с помощью следующих методов исследования:

1. Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола» (Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф) [31]

Цель: выявить сформированность представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков.

2. Эксперимент Н. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» [4]

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.

3. Опросник «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой) [31]

Цель: выявление роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции личности.

5. Экспертная оценка учителем уровня усвоения программы по социально-бытовой ориентировке.

На втором этапе была реализована программа уроков социально-бытовой ориентировки, способствующих формированию гендерных представлений у подростков с умственной отсталостью.

Сформированный диагностический комплекс позволил нам выявить: представления подростков с умственной отсталостью о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволило спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.

Экспериментальное исследование проводилось в соответствии с требованиями к организации и проведению обследования, сформулированные И.Ю. Левченко (2007). Так, процедура обследования строилась в соответствии с особенностями подросткового возраста и на основе активной деятельности, ведущей для этого возраста (интимно-личностное общение); способ общения с экспериментатором был таким же, как и с другими знакомыми взрослыми; методики предъявлялись подросткам в удобной форме.

С целью получения наиболее достоверных данных вся диагностическая программа проводилась с подростками с легкой степенью умственной отсталости в индивидуальной форме, но под контролем взрослого. Приступать к выполнению задания предлагалось школьнику только в случае, если экспериментатор убеждался, что подростку понятна инструкция. Весь объем диагностических методик был разбит на части, чтобы дать испытуемому время для отдыха и восстановления работоспособности.

Рассмотрим результаты входной диагностики. Методика «Нарисуй человека своего и противоположного пола» позволила выявить сформированность представлений у подростков с умственной отсталостью о человеке мужского или женского пола. Подростки не сразу стали выполнять рисунки, практически все начали рисовать с изображения представителя своего пола.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты диагностики подростков с умственной отсталостью по методике «Нарисуй человека своего и противоположного пола»

Ф.И./ Критерий оценивания

Соответствие изображение фигуры полу

Соответствие одежды и аксессуаров полу

Соответствие прически полу

Изображение вторичных половых признаков

Признаки половой идентификации

Максим А.

-

-

+

-

-

Валя В.

+

+

+

-

+

Даша Л.

+

+

+

+

+

Сергей К.

-

+

+

+

+

Руслан К.

-

+

+

+

-

Влад Н.

-

+

+

+

+

Анна О.

-

-

+

-

+

Света П.

+

+

+

-

+

Леша Р.

+

+

+

+

+

Марат Р.

-

-

+

+

+

Анализ данных таблицы 1 позволил сделать вывод, что у данной группы подростков недостаточно сформировано представление о человеке своего и противоположного пола. Большинство испытуемых изобразили человека мужского и женского пола с одинаковой фигурой, что говорит о незнании подростков разницы между женской и мужской фигурами.

70% испытуемых нарисовали одежду в соответствии полом, у 30% школьников данной группы одежда мальчика и девочки одинакова без выраженных гендерных признаков.

Обращает внимание на себя то, что все подростки нарисовали в своих рисунках прическу в соответствии с полом - у мальчиков короткие волосы и девочек длинные волосы.

Всего три подростка (30%) из группы испытуемых выделили в своих рисунках вторичные половые признаки (грудь), четко нарисованное лицо, румянец, что свидетельствует о знании различий мужского и женского тела.

В целом, анализ полученных результатов по данной методике позволяет заключить, что данная группа подростков имеет поверхностные знания и представления о различиях мужского и женского тела.

Перейдем к рассмотрению результатов полученных по эксперименту Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» (таблица 2).

Анализ данных таблицы 2 позволяет констатировать, что 60 % подростков с умственной отсталостью с заданием на построение последовательности картинок в аспекте возрастной периодизации справились. Лишь у 40 % школьников данной группы были отдельные затруднения (Я настоящее и Я привлекательное отождествлялись).

По параметру «Я настоящее» мы выявили, что восемь (80%) учащихся рассматриваемой категории достаточно хорошо идентифицируют свой образ с образом на картинке.

Обращает внимание то, что привлекательным образом для большинства подростков (70%) с умственной отсталостью является образ юноши или девушки. У 30% школьников привлекательным образом является образ школьника (цы).

Таблица 2 Результаты диагностики подростков с умственной отсталостью по эксперименту Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация»

Ф.И./ Критерий оценивания

Я настоящее

Я-привлекательное

Я-непривлекательное

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Максим А.

+

+

+

Валя В.

-

+

+

Даша Л.

+

+

+

Сергей К.

-

+

+

Руслан К.

+

+

+

Влад Н.

+

+

+

Анна О.

+

+

+

Света П.

+

+

+

Леша Р.

+

+

+

Марат Р.

-

+

+

Умственно отсталые подростки испытывали затруднения в определении самого непривлекательного образа. Вся группа испытуемых таким непривлекательным образом выделила образ старика (старухи) - 100%. Во многом это связано, как отмечает Н.Л. Белопольская с тем, что воображение этих детей мало развито и им трудно представить, какими им не хотелось бы быть.

Результаты, полученные нами в ходе обследования по методике Н.Л. Белопольской, дают основании сделать следующие выводы: представление о принадлежности к своему полу и возрасту у подростков с умственной отсталостью сформировано; в качестве привлекательного образа у испытуемых выступает образ «взрослый мужчина» и «юноша» у мальчиков и у девочек: «юной девушки» и «взрослой женщины»; в качестве непривлекательного образа у школьников выступает образ старости; прогнозирование своего будущего не вполне адекватно.

Гендерная идентичность - это часть индивидуальной «Я-концепции», которая отображает принадлежность индивида к социальной группе мужчин или женщин и эмоциональную оценку этого группового членства. Особенности гендерной идентичности проявляются в обозначенных своей половой принадлежности и смысловых самоописаниях. Далее рассмотрим результаты, полученные по опроснику «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой), позволившего выявить роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции личности (таблица 3).

Таблица 3 Результаты исследований роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции подростков с умственной отсталостью

Ф.И./ Критерий оценивания

Семейные и межличн. роли

Професс. роли

Социальн. роли

Феминные харак-ки

Маскулин. харак-ки

Нейтральн. харак-ки

Максим А.

1

1

1

2

4

2

Валя В.

0

1

1

3

1

2

Даша Л.

0

0

3

1

1

1

Сергей К.

0

1

0

1

5

5

Руслан К.

6

4

0

0

1

3

Влад Н.

13

8

9

12

8

6

Анна О.

0

1

1

3

1

2

Света П.

0

0

3

1

1

1

Леша Р.

13

8

9

12

8

6

Марат Р.

0

1

1

3

1

2

М ср.

3,3

2,5

2,8

3,8

3,1

3

Анализ данных таблицы 3 позволил сделать вывод, о том, что феминные характеристики осознаются подростками с умственной отсталостью лучше (Мср. 3,8), чем маскулинные характеристики (Мср. 3,1).

Семейные и межличностные роли осознаются школьниками данной категории несколько ниже (Мср. 3,3).

Подростки в своих ответах часто выделяли нейтральные характеристики, личностные черты (я трудолюбивый, я добрый) - (Мср. 3).

Нет осознания и есть достаточно поверхностные представления у школьников с умственной отсталостью о профессиональной роли (Мср. 2,5). Экспертная оценка учителем уровня усвоения программы по социально-бытовой ориентировке позволила сделать вывод, что в целом 60% учащихся имеют достаточный (средний) уровень сформированности знаний и умений в рассматриваемом аспекте.

У 40% подростков с умственной отсталостью начальный (низкий) уровень усвоения программы.

Результаты входной диагностики подростков с умственной отсталостью позволили сделать следующие выводы:

ѕ знание своего пола и возраста подростков с умственной отсталостью сформировано;

ѕ подросткам с умственной отсталостью свойственно неполная осознанность, поверхностность, формальность в причислении себя к полу, возможно, это связанно с непониманием самого слова «противоположный»;