Формирование связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
2.1 Комплексная программа выявления состояния связной речи у детей с ОНР. (В. К. Воробьева)
Выявление состояния связной речи является важнейшей составной частью обследования речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи. Однако, как правило, в речевой карте логопеды обозначают методики обследования и приводя образцы речевой продукции ребенка, делая при этом самые общие выводы о несформированности этого вида речевого общения. Естественно, что такое общее заключение не отражает подчас специфических особенностей связной речи детей с различными вариантами ее недоразвития, не позволяет судить о степени овладения указанными речевыми умениями, а также не открывает механизма нарушения. Вот почему необходимо располагать не только методиками изучения состояния связной речи, но и объективными экспериментальными методами оценить полученные результаты. В этом плане знания о психологической природе связной речи должны помочь организовать процесс обследования состояния связной речи.
С опорой на принцип динамического системно-структурного подхода, который наиболее полно отвечает современным представлениям о связной речи как о поэтапно формирующейся в ходе обучения и развития ребенка речемыслительной деятельности, была разработана программа изучения состояния связной речи. Программа обследования должна быть построена с таким расчетом, чтобы она позволяла получить как можно более полное представление о состоянии связной речи у данной категории детей.
При этом следует руководствоваться положением А. Р. Лурии о том, что для изучения речи должны быть применены методики, которые ответили бы на вопрос о возможном нарушении входящих в ее состав компонентов и вместе с тем давали возможность судить о нарушении различных уровней ее построения.
Наиболее отвечающими этим требованиям представляются методики, направленные на изучение речевых функций и мыслительных процессов и ориентированные на:
-- определение степени сформированности отдельных звеньев механизма речепроизводства;
-- определение объема имеющихся у детей контекстных умений и их качеств;
-- выявление соотношения интуитивных и осознанных навыков и умений;
-- выявление уровня сформированности различных видов связных монологических сообщений.
Материал для исследования особенностей связной речи составили задания, сгруппированные в четыре серии в зависимости от степени представленности в нем смысловых и лексико-синтаксических компонентов связного сообщения.
Методы исследования репродуктивной связной речи.
Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два задания:
-- задание пересказать текст как можно подробнее;
-- задание пересказать этот же текст, но кратко.
В качестве экспериментального материала рекомендуется использовать тексты рассказов, рассчитанные на возраст испытуемого и подвергнутые адаптации в плане сокращения их объема.
Указанная методика опирается на представление о двух планах текстового сообщения: плана содержания и плана оформления и, в соответствии с этим, предусматривает два направления анализа:
-- анализ смысловой структуры текста, которую образует семантическая программа, состоящая из иерархии разнопорядковых предикаций, совокупность которых обеспечивает логическую цельность рассказа;
-- анализ различных по своей функциональной нагрузке типов предложений и средств их скрепления, обеспечивающих связность рассказа.
Методы исследования продуктивных видов связной речи.
Вторая серия экспериментальных заданий направлена на вы явление продуктивных речевых возможностей детей:
* умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
* умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.
Эта серия включает в себя два задания.
В первом задании детям предлагается самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.
Второе задание ориентирует детей на составление рассказа по найденной программе.
Отобранные серии по своему содержанию должны быть доступны детям.
Данные, полученные в результате выполнения этих заданий служат основанием для выводов о способности детей ориентироваться в заданной ситуации, представлять себе логико-фактологическую цепочку действий, изображенных на картинках серии. Кроме того, сравнение результатов выполнения первого и второго задания позволяет уточнить природу тех факторов, которые лежат в основе затруднений связной речи, обнаруженных в первой серии экспериментов.
В основу анализа материалов данной серии положен метод сопоставления логико-фактологической цепочки события, изображенного на картинках, с последовательностью расположения картинок серии детьми. Вместе с этим анализируется возможность адекватного создания рассказа соответственно найденной программе, а также способы лексико-синтаксического связывания предложений в текстовое сообщение.
Методы изучения смыслообразующего компонента связной речи.
Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания. Она включает в себя три вида заданий.