Формирование представлений об измерении у старших дошкольников с ОНР в процессе музейной педагогики
6. Реализация идей музейной педагогики
дошкольник недоразвитие речь математический музейный педагогика
Структурным компонентом использования музейной педагогики в воспитательном процессе являются мини - музеи в дошкольном учреждении. Они органично дополняют образовательную среду ДОУ и становятся полем приобщения детей к духовно - историческим ценностям региона, страны. Мини - музеи способствуют расширению детских представлений, развитию познавательных процессов, формируют интерес к развитию человеческого общества, чувство сопричастности к истории, воспитывают культуру поведения, музейную культуру, прививают навыки бережного отношения к вещам, создают условия для проявления активности детей, возможность поработать с предметами. [4, 1]
Мини - музеи располагаются в групповых комнатах, специально отведенных помещениях, в залах. Способы экспонирования и содержательную направленность мини - музеи реализуются с учётом возрастных особенностей детей, в сочетании традиционных и новых форм методов воспитания. Выбор тематики музеев определяется образовательными, развивающими, воспитательными задачами, темой экспериментальной деятельности, возрастными особенностями детей, спецификой работы. К созданию экспозиций привлекаются дети, сотрудники дошкольного учреждения, родители, помогают специалисты городских музеев, заинтересованные лица. Отбирая экспонаты, важно помнить о свойствах, музейного предмета:
· информативность, которая характеризует содержательную сторону, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических, культурных, общественных и природных явлениях и процессах; при этом выделяют внутреннее и внешнее информационное поле, которые несут в себе не только название, назначение предмета, но и его исторические корни;
· аттрактивность, которая характеризует внутреннюю сторону предмета, его способность привлекать внимание своими внешними признаками;
· экспрессивность, связанная с ценностным восприятием предмета, его способность вызывать у человека ассоциации и осуществление сопричастности к определенным событиям. [4, 2]
Использование мини - музеев при ознакомлении дошкольников с историей, представленных предметов их предназначение и использование. Это - старинные предметы быта, книги, модели, макеты, фотографии и многие другие вещи. [4, 2]
Каждый мини - музей должен иметь своё методическое обеспечение:
· информационный материал об экспонатах;
· разработанные в соответствии с тематикой музея дидактические игры;
· конспекты занятий, экскурсии, сюжетно - ролевых игр;
· фотографии, альбомы;
· детскую литературу;
· рабочие тетради;
· подборку музыкальных произведений;
· хранителя музея;
· выставки детских работ.
Одними из важнейших целей мини - музея являются:
· расширение элементарных математических представлений; знакомство с временем, измерение, весом.
· Развитие у детей познавательных навыков, воображения и мышления.
· Обогащения словаря детей; ведение в речь элементарных математических понятий.