Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшей группы представлений о семье.
2.1 Определение уровней представлений о семье у детей старшей группы
Критерии оценки
№ |
Критерии |
Баллы |
|
1 |
Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества |
2 |
|
своих родителей. |
|||
2 |
Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. |
2 |
|
3 |
Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. |
2 |
|
4 |
Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, |
2 |
|
дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник. |
|||
племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, |
|||
прабабушка. |
|||
5 |
Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, |
2 |
|
дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, |
|||
племянник, племянница. |
|||
6 |
Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, |
2 |
|
уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать |
|||
старших своими хорошими поступками. |
|||
7 |
Проявляет волевые качества. |
2 |
|
8 |
Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои |
2 |
|
домашние обязанности. |
|||
9 |
Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. |
2 |
|
10 |
Имеет элементарные представления о том, что такое семья. |
2 |
|
|
Имеет элементарные представления о том, что такое родословная. |
2 |
|
Примерные уровни оценки
Уровни |
Баллы |
|
Ниже среднего |
4-8 |
|
Средний |
10-16 |
|
Высокий |
18-22 |
Примерная характеристика уровней знаний
Ниже среднего
Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Может проявлять эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.
Средний
Уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка -- это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать, уважительное отношение к окружающим людям. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Высокий
Уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка -- это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка -- это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогает им, выполняет свои домашние обязанности. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Старается проявлять волевые качества. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная -- это история семьи, рассказ о своей семье.