Формирование познавательных интересов в обучении

реферат

3. Практические и активные методы обучения

В процессе изучения материала школьником, огромную значимость имеет уровень развития познавательных процессов, такие как: память, мышление, восприятие, внимание. Совершенствование и рост процессов познания, гораздо эффективней при целенаправленной работе в тех или иных видах деятельности. Что в конечном счете повлечет за собой и расширение возможностей самих детей.

Что такое активные методы обучения? Это такие методы, побуждающие учащихся к активному мышлению в процессе изучения учебным материалом. Оно предполагает работу с такой системой методов, которая дает возможность ребенку получать знания не только с помощью преподавателя, но и самостоятельно овладевать знаниями и навыками в активной мыслительной деятельности. И конечно же практической деятельности.

В основе активных методов обучения, заложены активизации практической и мыслительной деятельности обучаемого. Что в своем роде является некой особенностью активных методов.

Появление активных методов связанно с тем, что перед обучением появились новые задачи: не только передать навыки и знания учащимся, но и развить формирование познавательных интересов и способностей. Творчески мыслить и научиться самостоятельно изучать предмет. Как уже было написано ранее, возникновение новых задач перед педагогами обусловлено тем, что идет бурное развития информационных технологий. В частности интернет. Ведь именно от туда выплывает огромное количество информации. Допустим, если раньше знания, полученные в вузе, школе или техникуме могли помогать человеку на протяжении его жизни, то в век информационного бума им необходимо постоянно обновляться. Соответственно это может быть достигнуто только путем усердной работы над собой. А это в свою очередь требует от обучаемого познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик в процессе познания предмета. Его задача развиваться и стремиться вперед, а так же выполнять индивидуальные и общие задания. Так же существует познавательная самостоятельность, что означает стремление и умение ученика мыслить самостоятельно, находить лазейки в решение какой-либо задачи, а так же иметь желание не только понять пройденный материал, но и добывать знания из других ресурсов.

Познавательная активность и самостоятельность - это качества, которые показывают умственные способности учащихся к обучению. Как и любые другие способности, они проявляются и растут благодаря усердной работе.

Существуют несколько отличительных особенностей активного обучения, которые стимулируют активность в познании всего окружающего:

Это самостоятельная и творческая обработка решений;

Принудительная активизация мышления, когда ученик обязан быть активнее, даже если он сам того не хочет;

В настоящее время распространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. Выделяют:

Практические методы, где обучаемый получает знания и учится вырабатывать их умения, делая практические задания

Метод эмоционального стимулирования

Метод поощрения и порицания в обучении

Метод создания ситуации творческого поиска

Методы связанные с моделированием деятельности

6) Игровые - специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых ученику предлагается найти выход

7) Неигровые - это обычные учебные ситуации.

В данной ситуации нас интересуют практические методы, ибо они Е.В.Зарукина, Н.А.Логинов, М.М.Новиков (Активные методы обучения)близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Практические методы включают в себя разного рода упражнения, практические и лабораторные работы.

Упражнения.

Они подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Чтобы выполнить такие рода упражнения, обучаемый совершает умственную и конечно же практическую работу.

Устные упражнения.

Которые помогают развитию логического мышления, развитию памяти, внимания.

Письменные упражнения.

Они используются для закрепления материала и выработки умений их применять.

Учебно-трудовые упражнения.

Их целью является применение теоретических знаний учащихся в какой-либо деятельности (например трудовой).

5) Творческие задания.

Упражнения могут давать какой-либо эффект только тогда, когда учащийся будет сознательно подходить к выполнению ряда требований. Когда учащийся будет соблюдать дидактические последовательности в выполнение упражнения.

Ролью преподавателя является, помощь учащимся в образовательном процессе практическими и активными методами. Педагог обязан показать все положительные стороны в обучении и передать нужные ему знания. Активные или практические методы обучения, нужно выбирать в зависимости от возможностей учащихся. Для их развития мышления и интереса к обучаемости, подходят практические методы, ибо они развивают творческую натуру ученика.

Делись добром ;)