Воспитание эстетического вкуса младших школьников в учебно-воспитательном процессе

курсовая работа

2.2 Эстетический вкус и его воспитание у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Целеустремленная учеба и воспитание человека начинается в младшем школьном возрасте.

Эмоциональная жизнь школьников младших классов достаточно насыщена и активна. Для этого возраста характерными является проявление чувств, уязвимость. Однако эстетические чувства еще не имеют полной формы выражения. Поэтому условия, которые создает учитель, должны иметь в своей основе гармоническое сочетание всех аспектов эстетического воспитания, предусматривать и активизировать стимулы для возникновения и проявки эстетических чувств. Школьники младших классов преимущественно владеют определенным багажом знаний естествоведов, которые растут значительно быстрее, чем эстетическое чувство природы.

Среди основных заданий эстетического воспитания следует выделить три: развитие сенсорной (чувственной) культуры; воспитание эстетических вкусов и оценок: развитие художественного творчества. Между ними существуют также тесные взаимосвязи и зависимости [19, с. 70].

Развитие сенсорной культуры заключается в том, чтобы научить каждого чувствовать, ценить, и создавать прекрасное в природе, окружающей жизни, в произведениях искусства [19, с. 70].

Суть второго задания эстетического воспитания заключается в том, чтобы научить каждого отделять истинно прекрасное от уродливого, отвратительного, гадкого. Это умение или неумение проявляется во внешнем виде человека, в ее руках, жестах, мимике, в ее оценках произведений искусства. В народе говорят, что о вкусах не спорят, что на вкус и цвет нет товарищей. Это правильно. Каждая личность имеет право на собственные вкусы, вкусы, оценки, ведь это и есть одною из признаков личности. Но следует учитывать и то, что вкусы, вкусы бывают хорошие и плохие. Не все умеют с вкусом одеваться, избирать прическу и т. др. это касается и оценки произведений литературы и искусства. С другой стороны, умение отделять истинно прекрасное от уродливого способствует повышению уровня сенсорной культуры[19, с. 70].

Высокий уровень сенсорной культуры, хорошие эстетические вкусы является основой для развития художественного творчества человека. Именно в художественном творчестве проявляются ее сенсорная культура и эстетические вкусы и оценки. С другой стороны, занятие художественным творчеством содействуют развитию сенсорной культуры и формированию эстетических вкусов и оценок. Данным законом предопределены такие закономерности:

1) чем выше уровень сенсорной культуры человека, тем лучше условия и возможности для развития его эстетических вкусов и художественного творчества;

2) человек лучше чувствует прекрасное и стремится к его сохранению и приумножению, если у него сформированы хорошие эстетические вкусы и оценки;

3) эстетические чувства, вкус и оценки развиваются лучше, если человек привлекается к художественному творчеству.

Действие данного закона и предопределенных им закономерностей отображено в принципах детерминизма, самодеятельности, активности, творчества, комплексности [19, с. 71].

У учеников младшего школьного возраста эстетическое восприятие имеет наглядно-действенный характер; среди главных его особенностей - нацеливания на неопосредствованный эмоциональный отзыв, черты фрагментарности, очень часто процесс восприятия характеризуется использованием стереотипов, то есть преобладает репродуктивное мышление, хотя нередко показателем эстетического воспитания является проявление интереса к художественной детали, которая создает целостность образа [1, с. 55].

Важнейшим условием успеха в эстетическом развитии детей является сосредоточение усилий педагога на выявление прекрасного и отвратительного, на выявление индивидуального отношения к определенным явлениям природы, искусства и явлений современной жизни. Показателем эстетического развития учеников младших классов является активный образно-эмоциональный отзыв, сочувствие к героям произведений, взволнованность, связанная с восприятием произведений искусства; понимание и умение использовать в оценке выразительные средства, которые отвечают данному виду искусства.

Эстетическое развитие учеников безусловно связано с их творческой деятельностью. Знания об искусстве помогают им осознать назначение искусства, а собственная деятельность способствует познанию особенностей специфики языка искусства.

Процесс учебы раскрывает ученикам законы развития природы и человеческого общества.

Эстетическое воспитание при общении с литературой - это, прежде всего, воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников. Литературно-творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общий творческий потенциал читателя [17, с. 73].

У младших школьников некоторое время хранится образность восприятия действительности. Детское воображение не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей младшего школьного возраста: развивая характерное для младших школьников воображение, делать ее в то же время более содержательной, что включает знание закономерностей окружающей жизни.

Младшим школьникам доступны такие задания, которые развивают навыки творческого чтения, общие литературные и творческие способности, как сравнение вариантов одного произведения. Они в состоянии производить такую работу, как сравнение переводов одного произведения разными поэтами [1, с. 40].

В младших классах широко практикуется "устное рисование". Хотя большинство младших школьников любят рисовать по-настоящему, устное рисование также интересует их и является доступнее: не мешает отсутствие изобразительных навыков. "Рисуя словами", школьник тренирует воображение, развивает язык и чувство стиля.

Младшие школьники сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению. Школьники полностью могут объяснить, почему один из рисунков нравится им больше. Также очень важно научить их замечать, чем отличается герой или общее настроение на разных иллюстрациях.

Начиная из младшего возраста школьники охотно выполняют несложное упражнение, которое развивает внимание к деталям художественного текста, рассказ или отрывок из повести читается громко, потом учитель демонстрирует иллюстрации, а они должны указать то место, к которому относится иллюстрация [1, с. 41].

Также интересным является следующее задание: учитель читает рассказ не до конца, а школьники должны дописать его самостоятельно. Потом вымышленная учениками конечность зачитывается и сравнивается с той, которую подает автор. Упражнение развивает внимание к художественным деталям произведения и к логике авторского мышления [1, с. 42].

Специфической особенностью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством является развитие у них на этих занятиях способностей эстетического восприятия действительности.

Детей интересует поиск смысла, содержание события или сцены, что представленные в произведениях искусства.

Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми младшего школьного возраста является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, о жизни людей, о родной стране. Занятие искусством в этом возрасте имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь - накопление и художественное обобщение фактов, познания в образной форме закономерностей окружающего.

Дети проявляют особенный интерес до того, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как он действует, какую роль исполняет в реальном мире. Рисунок младшего школьника - почти всегда изображение события, а также отображение роли самого ребенка в этом событии - как наблюдателя или как действующего лица [1, с. 43].

Главную и основную группу методов формирования эстетического восприятия складывает наблюдение и рассматривания, которые сопровождаются действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Действующее место занимают экскурсии и простые прогулки городом или на природе, рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам).

Основной задачей является свободное овладение детьми элементарными навыками изображения и работы с разными художественными материалами и инструментами. Это обогащает выразительные возможности детей, освобождает их силы для сознательного проявления собственного замысла.

Ребенку, который не знает норм и правил искусства, свойственные в рисунке искренность, непосредственность, смелость выражения своих представлений. Эти черты как залог творческого развития личности необходимо хранить, развивать и поощрять. Поэтому учеба не должна грубо вмешиваться в творческий процесс младшего школьника [1, с. 44].

Учителю необходимо поощрять детей к занятиям рисованием и другими видами изобразительного искусства. Только на этой основе может постепенно развиваться эстетическое чувство, художественный вкус и другие черты, нужные для творчества [1, с. 45].

Важное место занимает украшение предметов. Необходимо развить у детей понимание роли такого труда и его законов, в каком месте и как украсить. Дети должны украшать не только плоские предметы, такие как тетрадь и папка. Объемные предметы приучают детей к виденью мира в его пространственном и функциональном аспектах [1, с. 46].

Базой же музыкального воспитания в начальной школе является урок музыки. Содержание урока определяется тремя взаимоувязанными разделами: хоровое пение, музыкальная грамота и слушание музыки. Эти разделы дополняются в последнее время игрой на музыкальных инструментах [1, с. 47].

Одной из основных задач музыкального воспитания учеников младшего школьного возраста есть формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, что приводит к получению эстетического наслаждения от прослушивания музыкальных произведений, к пониманию ее жизненного содержания.

Для развития музыкального восприятия детей - основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

Достижению основной задачи музыкального воспитания младших школьников - воспитание интереса и любви к музыке, потребности к общению с ней очень способствует слушание музыки.

Со вступлением ребенка к школе создаются объективные условия для массового целеустремленного привлечения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является базой для эстетического развития, следующего систематического художественного образования [1, с. 50].

До окончания начальной школы школьники должны обогатиться впечатлениями от спектаклей разных жанров, ознакомиться с разными видами театра, не только драматического, но и кукольного, посетить балетные и оперные спектакли в музыкальном театре.

Значительное место в репертуаре для младших школьников занимают пьесы-сказки, созданные на основе народного творчества, инсценировки, классических народных сказок, а также современной сказки.

Есть три основных критерия отбора спектаклей для пересмотра:

1. Соответствие спектакля возрастным особенностям детского восприятия;

2. Высокий качественный уровень искусства;

3. Возможность включения данного спектакля к целесообразной системе привлечения к театру, который опирается на вековые закономерности эстетического развития детей. Задачи учебно-воспитательной работы школы.

Перед посещением театра нужно провести необходимую беседу. Предыдущая работа может проводиться в двух направлениях. Важно подготовить детей к восприятию конкретного спектакля, усилив тем же эффект воспитательного влияния. Кроме того, важно систематически расширять знание, мировоззрение детей в области театрального искусства в целом. Формой такой работы могут быть беседы познавательного характера [1, с. 51].

Во время прохождения пассивной педагогической практики в ЗОШ №1 города Дружковки в качестве помощника классного руководителя, были проведены определенные наблюдения за работой учителя с учениками на уроке. Во время наблюдений выяснилось, что классный руководитель 4 класса в работе из воспитания эстетического вкуса в основном проводила беседы во время классного часа. Темами таких бесед были вопросы добра и зла, правды и неправды, отношения к матери, ответственности и безответственности.

Наиболее интересными были уроки из зарубежной литературы и родного языка. С помощью учителя группа школьников ставила разные небольшие представления. Дети активно и охотно принимали в этом участие. Они сами избирали произведения, которые хотели инсценировать. Следует заметить, что большая часть детей посещала разные кружки, и класс был в целом творческим. Наибольшая часть учеников занималась танцами. Остальные, которые не брали участие в постановке, обсуждали недостатки и удачные моменты. Очень интересной в этом плане была работа над постановкой басни "Лебедь, щука и рак" Крылова. Стоит заметить, что басня имеет в целом поучительный характер. Дети самостоятельно распределили роли. Учитель помогала детям сделать их язык более выразительным и убедительным. Вообще, сама пьеса имеет поучительный характер. Также учитель помогла детям правильно расположиться, если бы зрителям все было видно, а им самим удобно.

На уроках из украинского языка дети посетили музей своего города. Это единственный музей в городе. Здесь дети имели возможность ознакомиться с работами художников этого города. В другом зале дети наблюдали, как выглядели хаты украинцев много лет тому назад. Зал был украшен вышитыми полотенцами. К потолку был подвешен детский галстук, круг стены стояла печь, а напротив, вдоль всей стены, стояла длинная скамья. Посредине комнаты стоял накрытый скатертью белого цвета стол. Также было видно расшита национальная одежда, которая висела на крючках на стене.

Целью посещения музея было ознакомление детей с культурой их пращуров, а также пробуждение патриотических чувств и любви к искусству. Там же, в музее, дети прослушали несколько небольших стихов дружковского писателя о родном крае. Они должны были написать о своих впечатлениях от увиденного и услышанного. Это было их заданием из украинского языка.

Также я имела возможность увидеть работу классного руководителя с классом во время подготовки к конкурсу "Мисс и миссис осень". От каждого класса нужно было выставить две пары, которые представляли бы класс. Многие ученики проявили желание участвовать, но, так как количество участников были ограниченным, классный руководитель провел небольшой конкурс. Каждый ученик показал, что он умеет. Были отобраны те школьники, которые могли красиво танцевать и отвечать на разнообразные вопросы без подготовки и не стеснялись принимать участие в разных конкурсах без подготовки. Подобные конкурсы и праздники развивают умение красиво говорить, не теряться в разных ситуациях и умение проявить себя перед многочисленной аудиторией.

На уроках из украинского языка дети декламировали стихи и анализировали обиды лирических героев. Такие занятия способствовали развитию красоты поэтического слова. Дети пытались понять, каким образом поэт создает обиды.

Дважды на неделю у детей были занятия по музыке. Они пели небольшие и шутливые детские песни. Петь детям нравилось. Это именно тот урок, когда дети имеют возможность не сидеть молча. Они пели как украинской, так и русской языками. Пели дети как по очереди, так и хором.

Таким образом, наиболее содержательным эстетическое воспитание является тогда, когда школьники, ознакомленные с разными видами искусства, потому что каждый отдельный вид имеет свое влияние на ребенка, развивает лишь определенные возможности ребенка, имеет свои конкретные задания. Работа над эстетическим воспитанием детей не может быть работой лишь классного руководителя. Это также работа учителей-предметников.

Делись добром ;)