Воспитание эстетического вкуса младших школьников в учебно-воспитательном процессе

курсовая работа

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 1Вековые и индивидуальные особенности младших школьников

Младшие школьники характеризуются достаточно быстрым и достаточно равномерным развитием организма. Увеличивается рост и вес тела, укрепляется скелет, происходит наращение мышц, растут иммунные силы, совершенствуется сердечно-сосудистая и опорно-движущая системы, развиваются органы чувств, совершенствуется работа мозга и тому подобное. Но каждый из этих процессов имеет особенности, которые требуют обязательного учета.

Скелет в младшем школьном возрасте быстро растет. Он гибкий, потому что имеет много хрящевых образований. Тому, если бы не искривился хребет, надо обращать внимание на осанку ребенка и, в случае потребности, вовремя ее корректировать, не допуская физических перегрузок и слишком длительных однотипных занятий. Надо придерживаться оптимального движущего режима (физкультурные минутки на уроках и подвижные игры на перерывах) и оборудовать удобное рабочее место школьника как дома, так и в школе [5, с. 12].

Мышцы в целом растут, но от общего темпа отстают малые мышцы конечностей, развитие которых надо обеспечить постоянной тренировкой. Целесообразными здесь будут рисование, лепка, вышивка, эспандер и тому подобное. В связи с ростом мышц увеличивается вес ребенка, что невзирая ни на что корректируется еще и питанием. Оно должно быть простым, энергетическим и ни в коем случае не чрезмерным.

Интенсивные обменные процессы в организме требуют большого количества кислорода, то есть повышение пропускной способности легких. Поэтому дети чаще взрослых дышат, и особенное значение для них имеет чистый воздух. Это требует постоянного проветривания помещений, где находятся школьники, дежурство занятий с прогулками на улице и тому подобное.

В этом возрасте дети слишком подвижные и непоседливые. Однако действие часто отстает от мысли, которая вызывает падение, разбитые колени и носы, чем усиливает крайне опасный детский травматизм. Если бы это предотвратить, надо гармонизировать деятельность разных сфер (читая, отбивать ритм, петь и танцевать одновременно, подвижные игры на точность выполнения упражнений и их содержательную комплексность и тому подобное).

У детей хорошо развиты все органы чувств, но особенного внимания в этом возрасте требуют зрительные процессы. Это связано с эластичностью хрусталика, что при плохом освещении и неверной позе во время чтения и письма вызывает повышение глазного давления, нарушает четкость изображений и провоцирует близорукость. С целью предотвращения отмеченного надо неуклонно придерживаться санитарно-гигиенических норм организации учебного процесса.

Развитие мозга характеризуется увеличениям лобных долей, которые отвечают за работу второй сигнальной системы. Происходит совершенствование аналитико-синтетической функции коры больших полушарий и усложняется деятельность центральной нервной системы.

Это дает возможность в качестве ведущей деятельности, в результате которой формируются вековые новообразования, определить учебную. Именно в ней наиболее интенсивно развиваются все психические процессы и функции.

1. Растет скорость восприятия. Оно характеризуется своей целостностью, становится более произвольным и целеустремленным.

2. Развивается воображение, которое происходит путем создания внутренних образов, фантазирования, чтения и складывания сказок, перенесения функций живых систем на неживые предметы и тому подобное. Этот процесс происходит в направлении от репродуктивных ее форм к творческим.

3. Преобладает дословное запоминание, важное для пополнения словарного запаса и традуктивного (по аналогии) усвоения культуры речи и общения. Увеличивается его прочность, точность, объем. Растет объем произвольного запоминания, которое наиболее эффективно происходит во время активной умственной деятельности. Это побуждает к целеустремленному усвоению мнемических приемов эффективного усвоения материала и направляет учебу на формирование логической памяти (что хранит в сознании логично связанные события, факты, детали), опираясь на аффективную (эмоциональную) память.

4. Превалирует практическое, предметно-образное мышление, опираясь на которое надо развить другие его разновидности (аналитическое, теоретическое, абстрактное). Целостное виденье предметов и процессов и хорошо развитое воображение побуждают в этом возрасте к следующему шагу в развитии мышления - распределение целого на части, выделения главного, исследования причинно-следственных зависимостей и тому подобное.

5. Развитие устного (внутреннего и внешнего) и письменного вещания расширяет горизонты познания мира и себя в мире, обогащает словарный запас, обеспечивает вариативность его использования. Отработка механизмов говора и писания способствует развитию языкового аппарата и руки, которая напрямую влияет на умственное развитие ребенка и формирование ее мозга. Период учебы в младших классах является сенситивным для одновременного усвоения нескольких языков.

6. Непроизвольное внимание доминирует в этом возрасте над произвольным. Детей больше привлекают яркие цвета, что-то неожиданное и необычное.

7. Эмоциональная сфера младших школьников очень уязвима. Дети искренне отзываются как на позитивные влияния, так и на негативные. Но когда первые побуждают их к развитию, то вторые подавляют его. Поэтому очень важна позитивная атмосфера педагогического взаимодействия, постоянная поддержка каждого ученика и ощущение любви. Эмоциональный фон в детском сообществе должен быть радостным, дружественным, привлекающим.

8. Волевая сфера детей в этом возрасте развита недостаточно и требует систематических усилий, направленных на формирование самостоятельности, настойчивости, выдержки, уверенности в своих силах и тому подобное. Формирование механизмов произвольного регулирования поведения должно гармонизировать процессы активизации и торможения личностных проявлений [5, с. 13].

Социальное развитие младших школьников идет путем "от индивидуализма к коллективизму". Их надо учить соотносить свои желания, стремления и действия с другими детьми, формировать чувство дружбы, общительности, обязанности, гуманности и тому подобное. Главным авторитетом младших школьников является учитель, а образцом для наследования - отличники. Дружба детей в этом возрасте предопределяется внешними обстоятельствами. В своих отношениях они подсознательно воссоздают отношение учителя к одноклассникам. Это требует повышенного внимания учителя к своим словам, отношениям, предложениям. Они должны прогнозировать лучше, подчеркивать позитивные стороны воспитанников, относиться ко всем детям с любовью и требовательностью.

Задача-доминанта для младших школьников, решение которой направлено на достижение главной цели человеческого существования - прожить жизнь, достойную человека, формирование социально ценностного отношения к нормам современной культуры, которая базируется, дополняет и корректирует качество решения задачи-доминанты предыдущего векового периода (формирование ценностного отношения к природе как к человеческому дому) [5, с. 14].

Следовательно, учитель при работе со школьниками младшего возраста должен учитывать их вековые особенности и знать, каким образом ребенка можно заинтересовать. Учитель должен очень ответственно отнестись к эстетическому воспитанию в этом возрасте, ведь именно младшие школьники воспринимают мир ярко, дети очень любознательные, им все интересно.

Делись добром ;)