Формирование навыков грамотного письма у учащихся третьего класса при изучении словарных слов

дипломная работа

1.2 Возрастные особенности младших школьников и их учет в работе по формированию навыков грамотного письма

Младший школьный возраст - это период значительных позитивных изменений и достижений самого ребенка. Происходят изменения в познании, во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями, в приобретении умений и навыков учебной деятельности, в развитии потребности в успехе, в обретении уверенности в себе, своих возможностях. В дальнейшем развить те либо иные стороны и качества, за пределами этого возрастного периода как сензитивного, будет довольно трудно. Многие ученые полагают, что при развитии познавательных процессов очень важно обращать внимание на особенности развития этих процессов, особенно на начальном этапе обучения. Психологами был доказано, что младшие школьники могут освоить более сложный материал, если учитель сумеет найти способ его преподнесения [23].

У учащихся младшей школы имеется большой потенциал к развитию познавательных процессов. При поступлении детей в школу происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка, что обеспечивает возможность систематического обучения.

Далее мы рассмотрим особенности познавательных процессов младшего школьника.

Важную роль в развитии познавательных процессов играет память. На первых порах обучения младшие школьники склонны к механическому запоминанию. По мнению Б.С Волкова, этот недостаток может устранить учитель, если будет обучать школьников рациональным приемам запоминания таким как: осмысленное запоминание, расчленение учебного материала на смысловые единицы, группировке по смыслу, сопоставлению и т.д. [6].

Со временем особенности памяти младшего школьника начинают меняться. Это отражается в том, что память ребенка приобретает некоторые черты произвольности, становится опосредованной и сознательно регулируемой. Показателем произвольности служат различные приёмы запоминания [23].

В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная.

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова. Практика подтверждает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти [24:155].

Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что лучше всего запоминаются слова, обозначающие предметы, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Это необходимо учитывать при организации работы на уроках.

Не менее важную роль в развитии ребёнка отводится вниманию.

Внимание всегда включено в практическую деятельность [6].

Младший школьник не может полностью управлять своим вниманием. У него преобладает непроизвольное внимание. А это приводит к тому, что учащиеся обращают все свое внимание обычно на отдельные предметы, бросающиеся в глаза, их признаки. Развитие произвольного внимания происходит вместе с развитием его свойств. Сосредоточенность и устойчивость внимания развивается в основном в работе, которая требует большой умственной и двигательной активности. Это происходит, если учащимся интересен и доступен изучаемый материал, а так же если они помимо умственной деятельности занимаются творческой деятельностью. Эту особенность внимания важно учитывать в процессе обучения младшего школьника.

Мышление младших школьников развивается в процессе конкретно-образного характера мышления. При решении мыслительных задач учащиеся опираются на реальные представления или их изображение. Обобщения и выводы делаются на основе определенных фактов.

На момент обучения в школе мышление ребенка является наглядно - образным. Постепенно мышление учащегося начинает переходить на более качественно новый этап развития. В 8 - 10 лет осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. В начале наглядно-образное мышление является преобладающем и опирается на наглядность. При систематическом обучении развивается способность к рассуждениям, умозаключениям и выводам. При получении ребенком знаний необходимых для логического объяснения и анализа проявляется словесно-логическое мышление. Следует отметить, что важным изменением текущего периода является появление именно словесно-логического мышления [23].

С развитием мышления связано развитие речи. После поступления ребенка в школу происходит увеличение его словарного запаса, а также значение слов становиться более точным. В процессе обучения у учащихся развивается умение на протяжении длительного времени слушать другого человека. У младшего школьника развивается навык говорения вслух, он пользуется речью как способностью выражать свои мысли, идеи и желания. В процессе обучения речь развивается при чтении на заданную тему и составлении рассказов о своих впечатлениях и по картинкам. Речь играет очень важную роль в развитии младшего школьника, а использование грамотной речи требует определённого развития других познавательных процессов, что является основной и главной задачей этого периода [12].

Обязательным, в данном возрасте, является развитие воображения. Основным направлением развития детского воображения является переход к более полному и правильному отражению действительности на основании полученных знаний. Вначале воображение младшего школьника является непроизвольным и опирается на конкретные предметы. Только спустя некоторое время начинает происходить опора на звучащее название предмета, на слово, без его зрительного образа. В возрасте 9-10 лет воображение достигает своей наибольшей степени развития. Оно может создавать логически связанные картины и образы отображаемых признаков с преобладанием существенных [6].

Очень важным познавательным процессом является восприятие.

Орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые восприятия (передача фонем с помощью особых рисунков-графем), на зрительные восприятия (видение орфограммы на письме), на кинестетические ощущения (мускульные усилия органов речи) и мышечные движения пальцев руки во время письма [24].

Невозможно нормальное умственное развитие ребёнка без опоры на полноценное восприятие, которое является основой познавательной деятельности. К моменту поступления в школу у ребенка формируется сенсорное развитие. Сенсорное развитие - это развитие восприятий, ощущений, и наглядных представлений, а именно повышение остроты и точности цветоразличения, развитие звуковысотного и фонематического слуха, усваивание сенсорных эталонов, и овладение перцептивными действиями. Сенсорное развитие в младшем школьном возрасте продолжает формироваться, оно и является основой для дальнейшего формирования восприятия [3].

Характерная черта восприятия у младших школьников - сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Учащиеся часто допускают ошибки при восприятии похожих по тем или иным качествам объектов. Очень часто ошибки появляются при восприятии букв « э» и «з», «ш» и «щ». Дети путают их в написание. Одна из особенностей восприятия - зеркальное отражение воспринимаемого материала (например цифры 6 и 9). Так как восприятие тесно связано с практической деятельностью младшего школьника то, обычно, ученик воспринимает предмет хорошо, когда с ним возможно произвести какие-либо действия. Эту особенность следует учитывать при введении нового материала [3].

Так как восприятие выступает вначале обучения как непроизвольное, учащимся легче заметить в предметах яркий, но не обязательно главный признак, это необходимо учитывать при использовании наглядности, которая обычно помогает при введении нового материала [23].

Знания школьников, интересы, эмоциональное отношение к окружающему миру, ко всему, что воздействует на них, влияют на процесс восприятия действительности. Восприятие, по сути, представляет собой личностно организованную, комплексную и разнообразную перцептивную деятельность, т.е. отражение в психике человека предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств [31].

Отбор информации происходит по средствам следующих каналов: визуального, аудиального и кинестетического. Визуальный канал представляет внешнюю и внутреннюю информацию в виде комплекса зрительных образов. Аудиальный канал - в виде комплекса звуков. Кинестетический канал представляет информацию в виде комплекса ощущений (вкусовых, осязательных, обонятельных, двигательных и т.д.). Каждая система восприятия имеет собственные особенности и тонкости. По словам психолога О.В. Пименова самой скоростной системой является визуальная, аудиальная - менее быстрая, а кинестетическая является самой медленной системой [29].

Люди различаются по способу переработки и выдачи информации, а не только по способу приема её. Последние исследования психофизиологов доказывают, что включение одного из каналов приема информации на доли секунды раньше других приводит к избирательной реакции на информационный сигнал извне и достаточно эффективно влияет на осмысление и запоминание представляемого учителем учебного материала.

Доминирующий тип восприятия - это тот канал получения информации из внешнего мира, которым предпочитает пользоваться ребенок. Всего их три - слух, зрение и осязание. Однако преобладание одного канала вовсе не означает, то что два других в это время «спят». Просто именно он помогает ему получить основную информацию полнее и понятнее.

На основе этих трех типов восприятия выделяются основные условные группы детей - визуал, аудиал и кинестетик. Остановимся подробнее на каждой из них.

Кандидат психологических наук О.А. Кулягинова дает следующую характеристику групп детей на основе типов восприятия.

Людей, получающих основную информацию через зрительный канал, называют визуалами. Визуал запомнит и легко опишет внешность собеседника и обстановку, в которой проходила беседа, но совершенно искренне не вспомнит большую часть того, о чем говорили [19:235]. Отсюда становится понятным, почему дети - визуалы интересуются больше иллюстрациями, чем самим содержанием задания или произведения. Им интересны пазлы, лепка, вырезание.

В работе с такими ребятами важно помнить, что им крайне необходимы аккуратность и порядок на рабочем месте. Они с удовольствием выполняют различные задания на карточках. Следует поощрять удачное их выполнение разного рода наклейками или значками. Это только будет положительным моментом в повышении мотивации к обучению.

Аудиал познает окружающий мир через голоса и звуки. Поэтому благодаря своей такой способности они раньше остальных начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Такой человек может не запомнить лицо нового знакомого или то, во что он был одет, но легко узнает его голос даже по телефону. Аудиал расслышит мелодию, на которую не обратят внимания остальные, легко запомнит названный ему номер телефона. [19:235].

Основное внимание детей-аудиалов приковано к языку, поэтому зрительные и моторные способности могут отставать. В работе с такими детьми важно учитывать их связь с языком. Поэтому не стоит скупиться на похвалу разного рода. С ними полезно разговаривать, особенно во время выполнения заданий повышенной трудности. Они хорошо понимают устные вопросы и им проще на них ответить в устной форме.

Третья условная группа называется кинестетики - люди, получающие основную информацию от внешнего мира через телесные ощущения. Им больше всего важно эмоциональное подкрепление. Такой человек почти наверняка отметит особенности вашей ладони при рукопожатии, во время разговора будет жестикулировать, как бы дополняя сказанное движениями, а для того, чтобы запомнить набор цифр или какой-то текст, ему необходимо наполнить его образным содержанием. [19:235]. Такие дети эмоционально неустойчивы, отличаются беспокойным поведением и невнимательностью. Именно им нужно помогать с организацией выполнения домашних заданий, лучше, если это будет несколько коротких периодов активной работы с перерывами после окончания какой-либо его части.

В работе с такими детьми необходимо постоянно подбадривать их, похлопав по спине или показав большой палец. Рабочее место будет всегда находиться в творческом хаосе, его постоянно нужно приводить в порядок.

Ведущий канал определяет не то, как и сколько информации будет воспринято по каналу, а то, насколько эффективно она будет обработана.

Значимым в развитии всех типов восприятия является становление и смена перцептивных задач. Чем богаче межфункциональные связи, тем сложнее и совершеннее сам процесс восприятия мира и соответственно развитие личности ребенка. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения [31].

Для того чтобы распознать канал восприятия и переработки информации необходимо, если ребенок учится в начальной школе, делать выводы в основном по наблюдениям во время уроков и перемен. Каждый ребенок выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Визуал желает чаще всего остается в классе, в то время как большинство учеников выходят на перемену. Возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы для него главное, но если ему мешают шумные диалоги или подвижные игры, тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы на перемене наговариваются и шумят. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Кинестетик на перемене разминается и двигается.

Множеством ученых-психологов установлено, что на основе своего ведущего канала восприятия учащиеся различаются по направленности своей деятельности и на уроках.

Визуалы чаще всего воспринимают новый материал, прочитав самостоятельно в книге или на доске. Их внимание обращено на видимые признаки. При первичном закреплении желательно предложить им инструкции по выполнению задания. Они лучше справляются с письменными упражнениями, овладевают правилами правописания быстрее и меньше допускают орфографических ошибок.

Аудиалы предпочитают воспринимать информацию на слух, с большой охотой говорят и слушают, читают вслух. При первичном закреплении материала предпочитают работать у доски, хорошо воспринимаю устные инструкции. Такие дети лучше пишут диктанты и изложения, пересказывают тексты.

Кинестетикам свойственно восприятие материала через активные действия, у них преобладает моторная память, поэтому они легче усваивают новый материал, записывая за учителем или списывая с источника. Наибольшие затруднения у таких учеников вызывает необходимость длительной концентрации внимания на одном задании, подбор нужных слов в устных ответах. Для успешного обучения им требуется более частая смена видов деятельности, включение в урок практических работ, игр. Они также с удовольствием работают у доски.

Конечно, в чистом виде аудиалов, кинестетиков или визуалов встретить не так уж и просто. Речь идет о том, что у каждого человека от рождения хоть немного да преобладает определенный канал восприятия.

Деление на три типа довольно явно проявляется у детей раннего возраста, так как на них еще не успели наложить отпечаток особенности воспитания и представления о собственном имидже. Для каждого типа характерны определенные особенности не только восприятия, но и обучения, общения, определенная сфера выражения интересов [19:236].

На педагога возлагается огромная ответственность за полноценное развитие детей, требующая учета их индивидуальных особенностей. Построить урок так, чтобы дети с разными ведущими типами восприятия в равной степени усвоили материал урока, не так и просто. Необходимо применять такие образовательные технологии, которые способны помочь в реализации поставленных целей для всех учащихся в классе.

При обучении следует четко направлять сознание детей на восприятие той стороны материала, которую учитель считает для себя главной. Как правило, к концу младшего школьного возраста появляется восприятие с опорой на интеллект. Благодаря обучению восприятие становиться более глубоким и анализирующим.

Успешное обучение учащихся во многом определяется их учебными мотивами. Основной задачей обучения на начальном этапе является развитие положительной мотивации к обучению в целом. Исследования многих ученых подтверждают тот факт, что установленные мотивы в младшем школьном возрасте являются залогом качественного обучения на последующих этапах развития. У младших школьников на данном этапе развития формируется устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. В начале обучения важную роль в развитии мотивации играет поддержка и похвала учителя, затем повышается интерес к оценке и к концу начального этапа обучения мнение коллектива оказывает существенное влияние на развитие учебной мотивации. Широкими социальными мотивами являются мотивы, повышающие самооценку учеников (младшие школьники хотят получить одобрение или похвалу от учителя, желание получить хорошие отметки); мотивы лидерства, а именно желание быть среди первых, быть лучшим в классе. Основным побуждающим фактором обучения для младших школьников является отметка. Следовательно, для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная и длительная работа, организованная учителем в классном коллективе во время процесса обучения [6].

Таким образом, младший школьный возраст является одним из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире. Этот период является благоприятным и восприимчивым для любой информации поступающей извне.

Как нам представляется, одна из главных задач учителя начальной школы, правильно оценив индивидуальные особенности развития речи, мышления, памяти, воображения и восприятия каждого ученика, наиболее полно их использовать в процессе обучения.

Младший школьный возраст - это ответственный этап обучения, на котором закладываются основы обучения языку в целом. У ученика младшего школьного возраста есть желание учиться, познавать новое. Необходимо на протяжении всего обучения поддерживать эти интересы.

Делись добром ;)