Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

дипломная работа

2.1 Принципы, цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

Изучение формирования коммуникативных навыков у детей с РДА проводилось на основе общедидактических принципов, а также принципов специальной педагогики.

К общедидактическим принципам относятся: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход, систематичность и последовательность, прочность, научность, связь теории с практикой.

Из специальных принципов можно выделить следующие:

- принцип системности;

- принцип комплексности;

- принцип развития;

- онтогенетический принцип;

- соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта,

- принцип обходного пути [39, С. 13 - 14].

Целью исследования явилось изучение степени сформированности коммуникативных навыков у детей с РДА.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать ряд методик, позволяющих выявить степень сформированности коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом;

2. Провести экспериментальное изучение нарушений коммуникативной деятельности у детей данной группы;

3. Обработать и проанализировать полученные экспериментальные данные;

4. Сделать выводы.

Констатирующий эксперимент был проведен на базе Детского центра развития и инклюзивного детского сада "Подсолнух" города Москвы в период с 03.08.2012 г. по 04.09.2012 г. Для проведения экспериментального исследования была сформирована группа, в которую вошли 10 детей в возрасте 3 - 6 лет. В экспериментальную группу вошли дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и сферы общения. У всех обследуемых в медицинских заключениях о состоянии здоровья стоит диагноз - ранний детский аутизм.

Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие методы исследования:

1. наблюдение;

2. сбор и анализ анамнестических данных;

3. беседа и анкетирование родителей;

4. проведение констатирующего эксперимента;

5. качественный и количественный анализ результатов исследования.

Методика констатирующего эксперимента была разработана на основе анализа литературных источников, посвященных проблеме исследования. При ее создании были использованы методические приемы и разработки, которые описываются в работах Г. А. Волковой [13], Л. Н. Демьянчук [18],

С. Д. Забрамной [24], Е. С. Иванова [18], И. Ю. Левченко [36], И. И. Мамайчук [41], М. М. Морозовой [45, 46], О. С. Никольской [34], Л. Г. Нуриевой [50], А. В. Семенович [55], Э. Шоплера [58].

Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.

1 этап - сбор анамнестических данных. Этот этап включал в себя изучение медицинской документации, беседу и анкетирование родителей. Целью явилось составление индивидуальной карты развития и выявление особенностей отношения родителей к дефекту ребенка.

2 этап - психолого - педагогическое обследование. Целью явилось исследование познавательной, эмоционально - волевой деятельности и коммуникативных навыков.

3 этап - логопедическое обследование. Целью этого этапа явилось исследование импрессивной и экспрессивной речи.

Делись добром ;)