logo
Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом в процессе логопедической коррекции

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

В эксперименте приняло участие 6 детей с диагнозом РДА в возрасте от 5 до 6.5 лет. Все дети состоят на диспансерном учете у психиатра и получают регулярные курсы медикаментозного лечения. Двое детей (Полина П. и Петя У.) не посещают дошкольные образовательные учреждения. Один ребенок (Даня К.) посещает частное образовательное учреждение для детей с РДА. Двое детей (Владик К. и Вася М.) посещают группу кратковременного пребывания МБДОУ №214. Один ребенок (Юра С.) посещает группу кратковременного пребывания в МБДОУ №140.

Сбор анамнестических данных позволяет нам получить информацию о психофизическом и раннем речевом развитии детей с нарушениями речи. Для получения информации мы собрали медицинский анамнез и сформулировали выводы по результатам сбора анамнестических данных.

Из результатов стало ясно, что четверо (Даня К., Владик К., Юра С., Вася М.) из шести детей от второй беременности, двое (Полина П., Петя У.) от первой, необходимо подчеркнуть, один ребенок ЭКО (Полина П.). Угроза прерывания беременности на ранних сроках угрожала двум детям (Даня К., Полина П.), матери Владика К. сопутствовали незначительные явления токсикоза в первом триместре беременности, мать Пети У. перенесла ОРВИ в период беременности, в остальных случаях (Юра С., Вася М.) беременность протекала без особенностей. Роды срочные у всех шести респондентов. У троих обследуемых (Даня К., Владик К., Полина П.) роды прошли с осложнениями: Даня К. - пришлось прибегнуть к реанимационным мероприятиям (закричал не сразу); у Владика К. - явление ишемии; матери Полины П. делали кесарево сечение. Владик К., Полина П., Юра С., Вася М. стоят на "Д" учете у психиатра и невролога, проходят регулярные курсы медикаментозного лечения. Отставание раннего речевого развития и двигательной сферы, частые ОРВИ и ОРЗ в раннем возрасте, задержка темпов речевого развития присутствуют у всех респондентов, кроме Юры С. Также у Дани К. наблюдается грубое расстройство речевого поведения, у Владика К. присутствовали судороги на фоне высокой температуры в первый год жизни. У всех без исключения детей признаки аутизма появились в возрасте 1,5 - 2 лет, но у всех при индивидуальных обстоятельствах: Даня К. - после поездки, Юра С. - после прививки АКДС, причины заболевания остальных ребят четко не отграничены.

Обследование состояние импрессивной речи выявило, что двое детей (Владик К. и Петя У.) не реагируют на обращенную к ним речь и не могут узнавать знакомые предметы и действия на картинках. Остальным требуется многократное повторение. Значительные трудности все дети испытывают при понимании действий, выраженных возвратными глаголами и узнавании признаков предметов. При выполнении заданий, направленных на понимание грамматических форм слова, дети не смогли справиться с заданием на различение единственного и множественного числа глаголов и понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов. Четверо детей смогли различить единственное и множественное число существительных и понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов с использованием массированной помощи экспериментатора. Ни один ребенок не смог выполнить задание понимание атрибутивных и развернутых грамматических конструкций. Отмечается бедность обобщающих понятий (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Состояние импрессивной речи (констатирующий эксперимент)

В рамках обследования экспрессивной речи были получены самые низкие результаты. Дети не смогли назвать предъявляемые им предметные картинки, узнать предметы по их описанию, назвать обобщающие понятия. В речи двоих детей (Полина П. и Юра С.) отмечались единичные попытки назвать предмет по описанию и назвать действия, предъявляемые им на картинках (реальные изображения). Они так же смогли актуализировать единичные названия признаков предметов: преимущественно эмоционально значимые для них (вкус и размер). Детям не доступно согласовывать глаголы с существительными вроде и числе. В беседе по сюжетной картинке в речи детей не выявлено использование других частей речи (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Состояние экспрессивной речи (констатирующий эксперимент)

Исследование отраженной речи выявило возможности актуализации отдельных звуков в речи четверых детей. Двое детей не смогли повторить за экспериментатором изолированные фонемы (Владик К. и Петя У.). Только двое из испытуемых (Полина П. и Юра С.) смогли повторить с ошибками и при многократном повторении экспериментатора близкие фонемы, повторить серии слогов и воспроизводили модели слов с простой слоговой структурой (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Состояние отраженной речи (констатирующий эксперимент)

При исследовании состояния сенсомоторной сферы дети показали гораздо более высокие результаты. Четверым детям доступно понимание величины предметов. Двое детей (Полина П. и Юра С.) знают основные цвета и геометрические фигуры. Четверо детей смогли с ошибками показать теплые и холодные, тяжелые и легкие предметы. При выполнении заданий, направленных на исследование состояния двигательной сферы дети показали максимально высокие результаты. Полина П. выполняла все задания правильно, но в замедленном темпе, а Юра С. допускал единичные ошибки, но пытался исправить их самостоятельно. Владик К. и Петя У. отказались от выполнения заданий этой серии. Остальные дети выполняли задания с ошибками, и требовалась значительная организующая помощь взрослого. Все дети не смогли выполнить задания, направленные на исследование мелкой моторики и зрительно-двигательные координации (см. рисунок 4).

Рисунок 3 "Состояние отраженной речи. Констатирующий эксперимент"

Исследование коммуникативных навыков показало низкий уровень их сформированности у основной массы детей. У всех детей частично сформирована способность некоторое время удерживать зрительный контакт. Двое детей не реагировали на обращение по имени (Владик К. и Петя У.). Двое детей (Полина П. и Юра С.) смогли выполнить инструкцию "Стой", "Сядь". Даня К. и Вася М. выполняли инструкции не всегда, частично. Двое детей (Полина П. и Юра С.) иногда подходили к зовущему, давали и брали заданные предметы по инструкции взрослого. Только Владик К. и Петя М.не смогли соотнести название предмета с самим предметам. Остальным детям это удавалось сделать иногда правильно. Никто из участвующих в эксперименте детей не смог прекратить действия по инструкции, обратить на себя внимание в адекватной форме. И никто из них не владеет указательным жестом. Только двое детей (Владик К. и Петя М.) не используют жест "дай", тогда, как остальные дети используют его в эмоционально для них значимых ситуациях. У двоих детей (Полина П. и Юра С.) достаточно хорошо сформировано адекватное выражение отказа с помощью жеста. Ни один ребенок не использует жест приветствия, тогда как жест прощания отмечен у четверых детей. У двоих детей (Полина П. и Юра С.) выявлены другие жесты, используемые ими в быту, например, "хочу пить" (большой палец подносится к губам, указывая вверх). Все дети иногда обращаются за помощью взрослого в ситуации дискомфорта. Таким образом, низкий уровень сформированности коммуникативных навыков выявлен у четверых детей. Двое детей (Полина П. и Юра С.) показали нижние границы среднего уровня сформированности коммуникативных навыков (см. рисунок 4а).

Рисунок 4 - Состояние сенсомоторной сферы (констатирующий эксперимент)

Таким образом, проведенное обследование детей выявило значительные нарушения в формировании импрессивной и экспрессивной речи детей. Несколько лучше дети справились с заданиями, направленных на исследование сенсомоторной сферы. У большинства детей, принимавших участие в эксперименте, отмечается низкий уровень сформированности коммуникативной сферы. А у нескольких детей выявлен и средний уровень сформированности коммуникативных навыков, где количественные показатели соответствуют нижним границам уровня.

2.3 Методы формирования коммуникативной сферы у детей с РДА

По итогам констатирующего эксперимента было организовано 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. С детьми контрольной группы осуществлялась стандартная логопедическая работа, а с детьми эксперимента группы использовались инновационные, технические методы и приемы. Сроки формирующего эксперимента ограничены 6 месяцами (с октября по март).

Работа по формированию коммуникативных навыков у детей с РДА - длительный и трудоемкий процесс, включающий различные направления и разнообразные виды работы, необходимые для достижения коррекционных, воспитательных, обучающих, развивающих целей: формирование речи, развитие интеллекта, обогащение представлений об окружающем мире, формирование эмоционально-волевой сферы и многое другое. Но наиболее важным и эффективным направлением в работе по формированию коммуникативных навыков является развитие произвольных действий, совмещенных с речью. Начиная работать с детьми, страдающими аутизмом, следует помнить об опасности перегрузки детской психики при резком усилении коррекционно-педагогического воздействия.

Дети страдающие аутизмом, ограничены в общении как со взрослым, так и со сверстниками, что в последствии отражается в его самостановлении и реализации себя в жизни. Для коррекции коммуникативных умений, лучше всего использовать в этом возрасте, упражнения в игровой форме. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. В таких играх совершенствуется мышление, речь. Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

1. Развивается мотивационно-потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные).