формирование коммуникативной компетентности учащихся

курсовая работа

2.1 Анализ практики формирования коммуникативной компетенции подростков в системе начального профессионального образования

коммуникативный компетенция диалог подросток

Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативной компетенции подростков подтвердил необходимость проведения экспериментального исследования эффективности ее развития с помощью учебного диалога.

Экспериментальная база исследования - , 40 учеников 7-А и 7-Б класса возрастом 12-13 лет. 7 класс был выбран как контрольный, 7-Б - экспериментальный класс. В каждом классе в эксперименте принимало участие 20 учеников.

Цель экспериментального исследования - разработать и реализовать в обучающем процессе методику пользования диалогом как формой общения и получения новых знаний.

Задачи исследования:

- развитие у подростков индивидуальной потребности в коммуникативной деятельности;

- развитие позитивного взаимодействия в коммуникативной деятельности;

- активная позиция в учебном диалоге.

Программа экспериментального исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе проводилась подготовительная работа: подбор теоретического и методического материала, ознакомление педагогов с задачами и материалами эксперимента, выбор критерия, показателей и уровней критерия исследования, определения состояния сформированности коммуникативной компетенции подростков.

Критерием исследования избрано коммуникативную компетенцию, показателями которой являются: когнитивный компонент (включает владение нормами общения, способность предвидеть поведение другого человека и адекватно оценивать ситуацию общения, эффективно решать различные коммуникативные задачи); эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, внимание к действиям партнеров); поведенческий (отражает способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, организаторские способности и т. п., характеризуется сформированными коммуникативными умениями и навыками).

При проведении мониторинга эффективности формирования коммуникативной компетентности подростков мы выделили следующие уровни сформированности коммуникативной компетенции: высокий, средний и низкий.

Показателями высокого уровня являются: сформированность устойчивых мотивов общения с педагогами и сверстниками, внимание к действиям партнеров, частота контактов, инициативность, активность и целенаправленность взаимодействия, выраженная в формах эмоционально-личностного, ситуативно-делового и внеситуативного общения, разнообразие и логичность построения речи в диалоге и монологе, владение нормами общения, творческий подход.

Показатели среднего уровня: ситуативность проявлений личностных, деловых и познавательных мотивов общения, владение некоторыми нормами общения, ситуативное внимание к действиям партнеров, неустойчивость побуждения к личной инициативе при вступлении в речевое взаимодействие, однообразие построений и форм речевых высказываний, несформированность элементов творческого подхода.

К показателям низкого уровня относятся: несформированность мотивов общения со взрослыми и сверстниками, отсутствие норм общения, внимания к действиям партнеров, трудности вступления в контакт, коммуникативно-речевые действия без анализа ситуации общения, низкие речевые характеристики, однотипность построения фраз, отсутствие творческого подхода.

Для определения уровня коммуникативной компетенции мы использовали метод наблюдения, а также анализ построения коммуникации подростков при работе в парах в разработанных нами ситуациях.

1. Прочитай текст, перескажи его другому ученику и поставь к нему вопросы.

2. Прочитайте каждый текст самостоятельно, поставьте к нему вопросы друг к другу.

3. Сейчас представьте, что я - известный ученый-биолог, задайте мне интересующие Вас вопросы.

4. Сейчас я скажу Вам название рассказа, Вы должны по очереди, друг за другом, его продолжать.

5. В мире очень много загадок и тайн. Сейчас я буду называть проблему, которая до сих пор вызывает споры ученых. Что Вы думаете о ней, приведите свои доводы друг другу, аргументируйте их.

Также для анализа имеющейся методики формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогам были поставлены следующие вопросы:

- Вы ставите целью формирования коммуникативной компетенции учеников на уроках?

- Какие методы и формы работы Вы используете для формирования коммуникативной компетенции? Как часто? Считаете ли Вы их эффективными?

На констатирующем этапе исследования мы определили уровень коммуникативной компетенции школьников, что отражено в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Анализ сформированности коммуникативной компетенции младших школьников на констатирующем этапе исследования

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Количество детей

%

Низкий

5

25

4

20

Средний

10

50

11

55

Высокий

5

25

5

25

Согласно табл. 2.1., для 25% детей из контрольной группы характерен высокий уровень коммуникативной компетенции, для 50% - средний уровень, для 25% - низкий уровень. Для 20% детей из экспериментальной группы характерен высокий уровень коммуникативной компетенции, для 55% - средний уровень, для 25% - низкий уровень. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативных умений подростков. У детей недостаточно развито умение анализировать содержание произведения, монолога и диалога, выделять его характеристики, описывать их и дифференцировать между собой. Ученики не чувствуют удовлетворения от эмоционального переживания речи, они часто не могут выразить свои мысли. Для большинства детей характерны нарушения в различных составляющих коммуникативного развития, в частности в них, выявлены следующие недостатки: многочисленные повторения, возврат к ранее сказанному; шаблонность, то есть использование заученных формулировок; значительное количество необоснованных пауз в речи; единственность случаев активной вербальной коммуникации; применение демонстративных и «силовых» действий; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращение к другим многократным повторением «безадресного» сообщения; трудности в употреблении невербальных средств общения.

Недостаточный уровень формирования коммуникативной компетенции подростков является следствием отсутствия внимания со стороны педагогов к данной проблеме. Как свидетельствуют ответы педагогов, они считают коммуникативное развитие учащихся актуальной проблемой, но работа на уроках направлена только на усвоение и воспроизведение учебного материала. Для формирования коммуникативных умений они иногда используют метод беседы. То есть, уделяется мало внимания как коммуникативному развитию школьников, так и использованию учебного диалога как средства развития коммуникативной компетенции.

На формирующем этапе исследования мы разработали и провели методику формирования коммуникативной компетенции подростков. В экспериментальном классе уроки проводились, построенные на основе учебного диалога, для развития межличностного взаимодействия младших школьников. В контрольном классе уроки проводились без внесения нами изменений.

На контрольном этапе мы снова по разработанным ранее заданиям определить уровни коммуникативной компетенции учащихся и сделали выводы об эффективности предложенной методики.

Делись добром ;)