Формирование количественных представлений у детей средней группы средствами сюжетно-дидактической игры

дипломная работа

2.1 Задачи, содержание, выводы констатирующего эксперимента

Первым этапом опытно-экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента в период с 9 октября по 9 ноября 2006 года. Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой нами проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений. Исходя из цели, нами были представлены следующие задачи:

Разработать диагностические задания на основании программы «Детство» для выявления уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы.

Провести с детьми диагностику.

Проанализировать результаты диагностики.

Проанализировать календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы.

Проанализировать предметно-развивающую среду в группе и в ДОУ.

Провести беседу с воспитателем о работе по исследуемой проблеме.

Пронаблюдать проведение сюжетно - дидактических игр воспитателем в экспериментальной группе.

Мы использовали следующие методы:

Диагностика сформированности количественных представлений у детей средней группы.

Анализ результатов диагностики, календарных планов воспитательно-образовательной работы с детьми и предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ.

Беседа с воспитателем группы.

Наблюдение и анализ проведения воспитателем сюжетно - дидактических игр с детьми.

Первым методом констатирующего эксперимента была диагностика сформированости количественных представлений у детей средней группы. Для проведения диагностики нами были разработаны 6 диагностических заданий и вопросы к детям. Так как работа в этой группе проводится по программе «Детство», вопросы были разработаны на её основе. Они были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным и порядковым счётом, определять результат измерения с помощью числа, различать цифры (диагностические задания к детям смотри в приложение №1).

Первые два задания были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным счётом; 3-4 задание - на умение определять результат измерения с помощью числа; 5-е задание - на выявление умения пользоваться порядковым счётом; 6-е задание - на выявление умения различать цифры.

Для того чтобы провести диагностику сформированности количественных представлений у детей, нужно было изготовить наглядный материал - подобрать игрушки, вещества. Для выполнения некоторых заданий мы воспользовались материалом из детского сада, для некоторых - приготовили сами из бумаги. Для создания эстетичного вида разукрасили фломастерами, для прочности обклеили скотчем. Для 3-его задания по измерению сыпучего вещества пришлось купить из магазина пшено

Диагностика проводилась в вечернее время, индивидуально с каждым ребёнком. Ответы детей мы внесли в протоколы (протоколы проведения диагностики сформированности у детей средней группы смотри в приложение №2). Результаты диагностики отразили в таблице (см. таблицу №2).

Таблица№2 Результаты диагностики сформированности количественных представлений у детей средней группы (констатирующий эксперимент)

Номер задания.

Ф.О.ребёнка

1

2

3

4

5

6

Общее кол-во баллов

Сред- ний

балл

Уровень

развития

1

Аверьянов Кирилл

2

1

2

3

1

1

10

1.6

Средний

2

Данилова Настя

2

2

3

2

1

1

11

1.8

Средний

3

Елисеев Кирилл

1

2

2

2

1

1

9

1.5

Средний

4

Королёва Галя

3

3

2

3

2

2

15

2.5

Высокий

5

Казанцева Даша

3

3

2

2

2

2

14

2.3

Высокий

6

Казанцева Надя

2

3

2

3

2

2

14

2.3

Высокий

7

Котляренко Стёпа

2

2

3

2

1

1

11

1.8

Средний

8

Ласков Вадим

3

3

3

3

2

2

16

2.6

Высокий

9

Марченков Стас

2

2

2

2

1

1

10

1.6

Средний

10

Мирошник Саша

3

2

3

3

1

1

13

2.1

Средний

11

Надеждин Андрей

1

1

2

2

1

1

8

1.3

Низкий

12

Ольшевский Олег

2

2

3

3

2

1

13

2.1

Средний

13

Петросян Максим

3

2

2

3

2

2

14

2.3

Высокий

14

Пестерев Рома

2

3

3

2

2

2

14

2.3

Высокий

15

Перегудов Ваня

3

3

3

3

1

2

15

2.5

Высокий

16

Перегудов Миша

1

2

2

2

1

1

9

1.5

Низкий

17

Скоков Ваня

3

3

3

2

2

2

15

2.5

Высокий

18

Станкова Саша

3

3

3

3

2

3

17

2.8

Высокий

19

Федоренко Федя

2

1

2

2

1

1

9

1.5

Низкий

20

Чемпалова Карина

3

3

2

2

3

2

17

2.8

Высокий

Процент усвоения задач.

77

77

83

83

53

53

Слева в таблице мы написали имена детей, справа - номер задания. Ответы детей оценивались по трёхбалльной системе по следующим критериям:

3 балла - ребёнок отвечает быстро и правильно на поставленные вопросы;

2 балла - ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов;

1 балл - ребёнок затрудняется выполнить задание даже при наводящих вопросах, с трудом выполняет задание либо совсем не справляется.

Высокий уровень: 3-0.6=2.4; Средний: 2.3-0.6=1.7; низкий: 1.6-0.6=1

Высокий уровень сформированности количественных представлений показали 10 человек, средний уровень - 7 детей, низкий - 3 ребёнка.

Для детей с высоким уровнем развития характерно, что они отвечали быстро и правильно. Ребенок со средним уровнем развития справлялся с заданием с помощью наводящих вопросов. Для детей с низким уровнем развития характерно, что они начинали все правильно, а потом отказывались отвечать, некоторые просто отказывались отвечать.

Полученные нами результаты мы отразили в виде диаграммы (см. рис.1).

Рис.1. Уровень сформированности количественных представлений у детей средней группы (результаты констатирующего эксперимента в процентах)

Проанализировать таблицу по «вертикали» (см. таблицу№2), мы определили уровень освоения детьми каждой задачи из раздела «Количество и счёт». Так, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки и умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки сформировано у детей на высоком уровне. Не все дети умеют правильно пользоваться количественным счётом. Наблюдался пропуск чисел при счёте. Дети плохо определяют порядковое место, многие не различают цифры.

Результаты проведённой нами диагностики по усвоению детьми задач из раздела «Количество и счёт» мы отразили в графика (см. рис.2)

Рис.2 Сформированность количественных представлений у детей средней группы (констатирующий эксперимент)

В графике по «горизонтали» мы отметили номера заданий по «вертикали» - процент усвоения детьми задачи. Из графика видно, что лучше всех дети усвоили задачу по измерению жидких веществ с помощью условной мерки (см. задание №3, усвоенное детьми на 83%) и измерению сыпучих веществ с помощью условной мерки (см. задание №4, 83%). Хорошие результаты в выявлении навыков устного (см задание №1, 77%) и количественного счёта (см задание №2, усвоенное детьми на 77%). Хуже развито умение определять порядковое место предмета (см. задание №5, 53%) и умение различать цифры (см. задание №6, 53%).

Таким образом, из диаграммы мы видим, что выявляя исходный уровень по исследуемой нами проблеме, дети показали не лучшие результаты.

Следующим методом констатирующего эксперимента был анализ календарного плана воспитательно-образовательной работы детей по разделу «Количество и счёт». Целью использования данного метода было: выявить, как часто, последовательно ли, в какой форме, с использованием каких методов воспитатели планируют работу по формированию количественных представлений у детей средней группы. Воспитатели воспитательно-образовательную работу с детьми в группе планируют на месяц в виде таблицы (сетки занятий). В таблице просто указывают тему занятий и страницу книги, где написан примерный конспект запланированного занятия. Исходя из этой документации, мы не смогли увидеть четкую систему и последовательность работы по формированию количественных представлений в группе. Реализация многих задач из раздела «Количество и счёт» просто «выпадает». Другие формы обучения в плане не указаны. По анализу документации мы не смогли выяснить и то, какие методы и приёмы воспитатели планируют (форму планирования см. в приложении№3).

Следующим методом констатирующего эксперимента была беседа с воспитателем Поповой Натальей Валериевной. Для ее проведения нами было разработано 4 вопроса (вопросы к воспитателю см. в приложение №4).

Беседа проводилась 23 октября, цель: выявить отношение воспитателя к исследуемой нами проблеме.

Воспитатель считает, что дети в её группе справляются с задачами из раздела «Количество и счёт», но по-разному усваивают материал: кто-то легко, а кто-то с трудом. Лучше всего дети измеряют жидкие и сыпучие вещества с помощью условной мерки. Хорошо усвоен устный и количественный счет. Плохо развито умение определять порядковое место предмета и умение различать цифры.

Воспитатель проводит сюжетно-дидактические игры 2 раза в неделю вечером с небольшими группами детей (иногда со всеми детьми). Самостоятельно в них дети играют, но редко. Исходя из беседы, мы сделали вывод, что педагог уделят мало внимания исследуемой нами проблеме.

Следующим методом констатирующего эксперимента был анализ предметно-развивающей среды. Он был проведен 27 октября в присутствии воспитателя группы Поповой Натальей Валериевной. Целью данного метода явилось выявление условий, созданных в группе и ДОУ по формированию количественных представлений у дошкольников. Он показал, что в группе есть уголок занимательной математики, где дети свободно могут самостоятельно или с помощью воспитателя закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Делись добром ;)