logo
Формирование изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста

1.2 Психологические основы формирования изобразительных умений у дошкольников

Т.С. Комарова в своих работах отмечает, что обучение графике, в частности технике рисования, характеризуется исследователями как развитие навыков и умений, имеющих двигательный характер, на основе возрастных, индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей с учетом педагогических условий и путей образования технических навыков и умений. Проблемы развития моторики ребенка издавна привлекали исследователей, которые установили, что движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. [25; 17].

А.В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, обследующих части предмета [16]. В исследованиях В.П. Зинченко и А.Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, не может понять специфику их употребления и часто использует их не по назначению; стучит карандашом по столу, берет его в рот, бросает и т.п. Особенно важно для развития психики ребенка овладение движениями рук. Уже к 3 годам движения руки достигают значительного развития. Но рука еще не достаточно ловка, подвижна, движения еще не всегда точны, целенаправленны. Особенно в таких деятельностях, где используются орудия, инструменты, требующие координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности путем систематического обучения. Т.С. Комарова подчеркивает, что особенностью изобразительной деятельности является то, что для осуществления ее важно не просто развитие руки, а обязательно совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его [25; 18].

В.Н. Кириенко, А.Г. Ковалев и др. в своих работах также подчеркивает необходимость развития глаза, руки и координированности их действия. Техника рисования включает и движения и восприятие их, т.е. движения под контролем осязательных и кинестетических ощущений: ребенок видит, как движется рука и ощущает это движение.

И.П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, того не замечая, производите" [33; 316]. В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. По мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается, но не снимается совсем: рисующий может произвести движение не глядя, но передача пространственных свойств предмета без зрительного контроля невозможна.

С образованием двигательных представлений, накоплением опыта, рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т.д. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющихся представлений о предмете. Рисуя, ребенок сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться и исправляет изображение в соответствии с имеющимися представлениями о предмете. Поэтому важно, чтобы у ребенка сложилось отчетливое представление о предмете. Прежде, чем приступить к рисованию, ребенок должен обследовать предмет, движения руки, ведущей обследование, сходные по своему направлению с изобразительными движениями. Подробное обследование предмета помогает возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира [25; 21].

Т.А. Савицкая в своей работе отметила, что представление еще не обеспечивает выразительного изображения, необходимы рисовальные навыки. Навык возникает, как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. С.Л. Рубинштейн относил навыки к группе вторичных автоматизмов, т.е. действий, выработанных сознательно, а затем применяемых автоматически [40].

Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Не может, например, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, т.к. изменение регуляции движений всегда направлено на характеристику изображаемого. Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть - выполнение рукой рисовального движения и сенсорная - восприятие движения и осуществление контроля за произведенным движением: зрительный и кинестетический, причем на первых этапах обучения зрительный контроль преобладает и в дальнейшем его роль высока. В некоторых технических навыках зрительный контроль не может быть совершенно заменен мышечным.

В ряде психологических работ (Е.И. Бойко, Д.Ф. Николаенко, К.К. Платонов и др.) указывается на необходимость четкого различения понятий "навык и умение". Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач [25; 24].

Т.С. Комарова предложила разделить технические навыки и умения на 3 группы:

- навыки и умения владения инструментом;

- навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке;

- навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, относящиеся ко второй группе, навык удержания направленности движений), другие - позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т.д.). Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений, формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.

Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании [17; 27].

Е.И. Игнатьев в своих работах утверждает, что эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. Наиболее подробно овладение навыками и умениями в рисовании описано в исследованиях Е.И. Игнатьева [15; 22], где дана характеристика начальных форм изобразительной деятельности, начиная с преддошкольного возраста, с описанием первых штрихов ребенка. Е.И. Игнатьев считает, что изобразительной деятельности детей предшествует довольно продолжительный подготовительный период, в течение которого происходит знакомство ребенка с изобразительным материалом, с основными его свойствами. Приобретаются необходимые умения использования материалов для рисования. Замечено, что дети, не имевшие долгое время в своем распоряжении материалов для рисования, затем в течение долгого времени не проявляли интереса к изодеятельности [16; 21].

"Важнейшим побудителем к рисованию является пример взрослых", - говорит Е.И. Игнатьев. Ребенок подражает движениям рук взрослого. Первые штрихи его прерывисты, линии коротенькие, аритмические. Бумага во многих местах может быть процарапана, тогда, как в других, карандаш еле коснулся ее поверхности. Карандаш ребенок зажимает в кулаке или между фалангами второго и третьего пальцев. Ко второму году у ребенка появляется возможность регуляции двигательных актов. Деятельность двигательного анализатора быстро совершенствуется, прогрессивно усиливается двигательный контроль коры. Черканье развивает необходимые нервно-мышечные механизмы, развивает соответствующие группы мышц и механизм произвольного управления ими. Закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которые затем будут иметь решающее значение.

К 2-м годам ребенок способен проводить прямые и закругленные линии. Движения его более уверенные, не прорывающие бумагу.

Относительно дошкольного возраста, Е.И. Игнатьев указывает, что в начале усвоения новых движений совершается под контролем зрения, с образованием двигательных навыков, контроль за движением осуществляется с помощью мышечно-суставных ощущений, от точности которых зависит точность движений. Зрительный контроль никогда не устраняется целиком. Координация пальцев рук еще недостаточна, плохо развит большой палец, в частности его противопоставление другим пальцам. Корковая регуляция движений достигает довольно высокого уровня только к 7 годам. Развитие движений в дошкольном возрасте - важная задача. Развитая рука позволяет более точно передавать контур предметов. Для формирования двигательных навыков Е.И. Игнатьев предлагает специальные упражнения - "рисование в воздухе". Такое упражнение подготавливает руку и глаз к реальному изобразительному движению. Этим приемом пользуются даже художники, когда им надо произвести точное и очень сложное движение. Но эти движения, конечно, не точно имитируют реальные изобразительные движения. Иногда дети не в состоянии повторить эти движения в ином масштабе на листе бумаги. [15; 27]

Большую роль Е.И. Игнатьев отводит такому приему, как показ способов и приемов изображения. Н.П. Сакулина также считала, что "…воспитатель должен показывать рисуя. Дети следят глазами за движением руки и за возникшей в результате этого движения линией, формой и образом предмета" [42]. Исследования показали, что ребенок не одинаково легко усваивает изображение линий, имеющих разное положение на листе бумаги - ему легче даются вертикальные; где он хочет ровно провести горизонтальную линию, там он резко поворачивает лист на 90 градусов и проводит ее как вертикальную, еще труднее для него наклонные (скат крыши домика).

Постепенно ребенок приобретает навык в управлении движениями своей руки. Это наглядно проявляется при заштриховывании ребенком контурных фигур без выхода за их очертания. Е.И. Игнатьев пишет о том, что к 5-6 годам ребенок овладевает в основном легкими свободными движениями карандаша. Но как только перед ребенком возникает новая более сложная задача, возникают и новые трудности зрительно-двигательной координации. Усвоенный ранее изобразительный навык перестает удовлетворять ребенка. Е.И. Игнатьев обращает внимание на то, что пока сложное действие хорошо не закреплено, ребенок не восприимчив к усвоению новых действий, которые базируются на этих, еще не закрепленных систем. Воспитатель должен всегда помнить об этом, чтобы не вести работу "впустую" [16; 25].

Анализ психологической литературы показал, что детям доступно усвоение художественных техник. Развитие восприятия и формообразующих движений осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности. В следующем параграфе рассматривается проблема обучения детей графике в педагогических исследованиях.