logo
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

2. Технология опыта

Решая одну из насущных проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, в 1999-2001 г. г. профессором А. А. Дмитриевым, доцентом И. Ю. Жуковиным, была разработана концепция валеологической работы для специальных (коррекционных) школ и успешно апробирована программа “Наша традиция - быть здоровыми!” Дмитриев А. А. , Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. 1999. с. 190 - 193.

На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей относящихся к группе риска и в ДОУ. Подобная ситуация привела нас к мысли адаптировать программу “Наша традиция - “Быть здоровыми!” для нашего дошкольного образовательного учреждения.

В результате научного исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников нами были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.

Основная цель предлагаемой программы - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений детской хатха-йоги, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы и методы работы. (см.Приложение 1).

Содержание работы по технологии “Наша традиция - быть здоровыми!” отражено в структурной модели (см. Приложение 6).

Информация для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми.

Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.

В детском саду постепенно создаются традиции ЗОЖ - минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, семейный клуб “Здоровячок”.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

· Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

· Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция - быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

Продолжительность занятия: 2-я младшая группа - 15-20 минут; средняя группа - 20-25 минут; старшая и подготовительная к школе группа - 25-30 минут.

Продолжительность каждого блока занятия может варьироваться в зависимости от психо-физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

· Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

· Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

· Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

· Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды

· Музыка для релаксации должна быть не громкой

· Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

· Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. работниками

3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

· Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

· Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

· Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др. )

· Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

· Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности

· Особое внимание уделяется детям “группы риска” (ППЦНС, дети, родившиеся при помощи кесарева сечения, дети, перенесшие травмы, соматически ослабленные и т. п. )

· Единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названных особенностей детей.

Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков, каждому блоку соответствует графическое изображение (см.Приложение 2).

Знай свое тело:

На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены:

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Скажи “НЕТ” вредным привычкам:

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

Занимайся физкультурой:

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

Соблюдай режим дня:

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

Следи за датчиком настроения:

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий - повышение психоэмоциональной устойчивости (см. Приложение 3 - Конспекты занятий по блоку “Следи за датчиком настроения” для подготовительной группы детского сада).

В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье (см. Приложение 4).

Была также выпущена стенная валеологическая газета для родителей "Будь здоров, малыш!"(см.Приложение 5).