Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей
1.3 Структура оздоровительной работы детского сада
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Зачинателем междисциплинарного направления в оздоровлении дошкольников являлся российский ученый-педиатр и педагог Змановский Ю.Ф.
Названному направлению присущи следующие черты:
1. В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития
2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4. Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход
Все выше сказанные направления "Педагогики оздоровления" нашли отражение в системе оздоровительной работы ДОУ
Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей. При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления игры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому "входят" вживаются в них. Создаваемые силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ "материализуется" в его психосоматический состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Символический по своей природе образ обладает не эффективной реальной энергетичной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его по этому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний ОРЗ, диатеза, заболеваний почек
В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа "тепло-холод", они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель указывает детям на ребенка, испытывающего дискомфорт. Дети желающие помочь товарищу прикладывают к больному месту ребенка свои ладошки и начинают прогревать ими больное место срабатывает эффект эмоциональной отдачи и ребенок действительно начинает чувствовать себя лучше. При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. Но в отличие от ситуаций применения широко известного метода лечения (акупунктуры) ребенок здесь не просто "работает", а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, "лепит" свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая его "по законам красоты". Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. При условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию, у детей воспитывается стремление "творить добро ради добра" (Н.К. Рерих). На сходных принципах организуется работа особых оздоровительных процедур: контрастные воздушные ванны, хождения босиком. Так, при полоскании горла кипяченной водой или ее питье более эффективно с точки зрения закаливания, когда дети в игре предварительно "заряжают" жидкость руками, желая себе здоровья. Все используемые методики проводятся в игровой форме. Данные мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала, ежемесячным анализом заболеваемости и эффективности проводимых процедур.
С этих позиций коллектив детского сада считает, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Основные направления работы по физическому оздоровлению в ДОУ
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятной адаптации.
2. Выполнение сангигиенического режима.
3. Проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий.
4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики.
6. Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды ДОУ
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.
3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное:
1. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
2. Дегельминтизация
3. Иммунотерапия
4. Витаминотерапия
5. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях
6. Диетотерапия (индивидуальное меню, для детей с почечной патологией)
Обеспечение реализации основных направлений работы
1 этап - доврачебное обследование:
1. Анкетный тест - опрос родителей
2. Проверка слуха шепотной речью
3. Оценка физического развития
4. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
2 этап - осмотр врачом педиатром:
1. Комплексная оценка состояния здоровья детей
2. Выявление детей с хронической патологией
3 этап - осмотр врачами-специалистами:
1. Диспансерное наблюдение в ДОУ
Модель психодиагностической работы психолога ДОУ
Психологический запрос:
1. Запрос заинтересованных лиц (родителей воспитателей)
2. Запрос самому себе
Психологическая проблема:
1. Беседы с родителями и воспитателями.
2. Сбор информации.
3. Непосредственное наблюдение за ребенком.
Вывод
В результате проделанной работы нами проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрена организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста; выявлены проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста; проанализирован аспект сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания; рассмотрены возможности разработанной программы физического воспитания.
На основании чего нами сделаны выводы о том, что одна из важнейших задач воспитания - поиск необходимого времени для обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры.
Несмотря на несомненную пользу интеграции различных видов деятельности детей, решение этой проблемы тормозится из-за отсутствия специалистов, способных и обучать, и обеспечивать физическое развитие в одном лице. Следует отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительную среду в детском дошкольном учреждении. В связи с чем, и ставится вопрос о совместной деятельности ДОУ по физическому воспитанию детей с участием семьей.