Воспитание социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа

Введение

К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступных ребенку видов деятельности, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной зрелости [16, c. 24-25].

Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность.

Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.) [8, c. 34].

Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутри-личностных социальных позиций, отношений.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время в условиях глобализации всех процессов, которые происходят в обществе, дошкольнику бывает довольно тяжело развивать социальную компетентность. В связи с эти необходима соответствующая помощь со стороны педагогов и родителей.

Проблема социального развития и воспитания дошкольника отражена в исследованиях О.Л.Князевой, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко, Л.В.Моисеевой, С.Л.Новоселовой, Р.Б.Стеркиной и др. Данные работы содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач социального воспитания детей на этапах дошкольного и начального образования, но система взаимодействия между этими ступенями по вопросам формирования социальной компетентности выстроена недостаточно.

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э.Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др.

Целью нашего исследования является рассмотреть специфику воспитания социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс социального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология формирования социальной компетентности у воспитанников.

Гипотеза исследования. Работа по социальному воспитанию у детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:

- процесс социального воспитания будет осуществляться на основе педагогических принципов: доступности, научности, прогностичности, последовательности и концентричности, системности, интегративности, культуросообразности, природосообразности, «диалога культур»;

- педагогическая технология будет решать задачи формирования когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой сфер личности ребенка;

- педагогический процесс социального воспитания детей 5-7 лет будет осуществляться при активном участии родителей.

Реализация поставленной цели и подтверждение выдвинутой гипотезы осуществлялись посредством решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы формирования социальной компетентности у старших дошкольников;

- проанализировать социальную компетентность старшего дошкольника;

- исследовать содержание, формы и методы формирования социальной компетентности у старших дошкольников;

- предложить методику организации и проведения опытно-экспериментальной работы;

- оценить состояние работы воспитателей ДОУ по формированию социальной компетентности у старших дошкольников: опыт, проблемы, перспектива развития

- провести обобщение результатов исследования.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, обобщение педагогического опыта, эксперимент.

База исследования - ДОУ г. Санкт-Петербурга.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Делись добром ;)