Усвоение знаний о многоугольниках младшими школьниками с нарушением интеллекта

курсовая работа

2.1 Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента

Математика как учебный предмет является одной из самых сложных образовательных областей для детей с нарушение интеллекта. Вместе с тем, знания по математике необходимы детям данной категории для успешной социальной адаптации в обществе и в производительный труд после окончания специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

Большое значение в свете решения задач подготовки учащихся к жизни и профессионально-трудовой деятельности имеет изучение геометрических знаний, формах предметов и значение многоугольников.

Изучение многоугольников, согласно программе по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанной М.Н. Перовой и В.В.Эк, происходит с 1 по 4 классы.

М.Н. Перова отмечает, что особенно трудно учащиеся с нарушением интеллекта усваивают названия и свойства многоугольников.

В специальных методических работах М.П. Никитиной, М.Н. Перовой, П.Г. Тишина, В.В. Эк и др. отмечается, что учащийся с нарушение интеллекта испытывают значительные трудности в овладении знаний о многоугольниках и выполнения их построения. Вместе с тем. специальных исследований, посвящены изучению особенностей знаний данной категории детей о многоугольниках с ними до настоящего времени проведено не было.

Исходя из этого, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явилось выявление знаний учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида многоугольники и их построения.

Исследование проводилось в 4 классе 2013-2014 учебного года. В эксперименте приняли 7 учащийся 4 класса Центра дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:

-выявить особенности знаний учащихся 4 класса специального (коррекционного) образовательного учреждение 8 вида о свойствах многоугольников и их построения;

-раскрыть причины трудностей, возникающие у школьников с нарушением интеллекта при изучении многоугольников.

Исследование состояло из двух серий заданий, которые предлагались индивидуально каждому испытуемому. Задания были разработаны в соответствии с программой по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, составленной М.Н. Перовой и А.В Эк. Время и выполнения не ограничилось. Если ученик не смог сразу самостоятельно выполнить задание, то ему оказывалась помощь.

Целью заданий первой серии явилось выявление знаний учащихся с нарушением интеллекта многоугольников. Для достижения поставленной цели школьникам было предложено 18 заданий, отражающих вопросы изучения свойств многоугольников.

1 серия

Что ты видишь на рисунке (рис. 1)? (Геометрические фигуры)

Назови каждую из фигур.

Назови все эти фигуры одним словом. (Многоугольники)

В случае отказа:

- Что общего у всех этих фигур? (У них есть углы) (могут сказать стороны, тогда спросить: «Что еще общего?»)

- Сколько углов у этих фигур? (Углов много)

- Так как же их можно назвать одним словом? (Многоугольники)

Почему многоугольники так называются? (Потому что у них много углов)?

Какой многоугольник называют треугольником? (Многоугольник, у которого три угла). Покажи треугольники на рисунке (рис. 1).

- Какой многоугольник называют четырехугольником? (Многоугольник, у которого четыре угла). Покажи четырехугольники на рисунке (рис. 1).

- Какой многоугольник называют двенадцатиугольником? (Многоугольник, у которого двенадцать углов). Есть ли двенадцатиугольники на рисунке (рис. 1).

- Какие многоугольники из изображенных на рисунке ты не назвал? (Пятиугольник и шестиугольник, их показ) Почему эти фигуры так называются? (Потому что у пятиугольника пять углов, а у шестиугольника - шесть).

Выбери из многоугольников только четырехугольники (рис. 2). (У ребенка набор многоугольников разного размера и цвета)

А теперь выбери только прямоугольники.

- Какая фигура называется прямоугольником? (Определение прямоугольника).

- Покажи прямые углы в прямоугольнике. (Обращается внимание на правильный показ угла (не точкой!))

В случае отказа:

- Почему прямоугольник так называется?

Выбери только квадраты.

- Какая фигура называется квадратом? (Определение квадрата).

Является ли каждый квадрат прямоугольником? (Да)

- Почему ты так считаешь?

Является ли каждый прямоугольник квадратом? (Нет, не каждый)

- Почему ты так считаешь?

Из каких элементов состоит любой многоугольник? (Углы, вершины, стороны)

- Покажи углы (показ не точкой!)

- Покажи стороны (показ не точкой!)

- Покажи вершины (показ точкой!)

В случае отказа экспериментатор просит показать элементы по их названию.

Сколько сторон в треугольнике (пятиугольнике, восьмиугольнике)? (сначала без наглядности, а в случае затруднений - по наглядности)

- Сколько углов в треугольнике (пятиугольнике, восьмиугольнике)? (сначала без наглядности, а в случае затруднений - по наглядности)

- Сколько вершин в треугольнике (пятиугольнике, восьмиугольнике)? (сначала без наглядности, а в случае затруднений - по наглядности)

Как по-другому называются стороны в треугольнике? (Основание, боковые стороны)

- Покажи и назови эти стороны в треугольнике (рис. 3) (Ребенок показывает стороны на чертеже треугольника)

В случае отказа:

- Покажи и назови основание.

- Покажи и назови боковые стороны.

Как по-другому называются стороны в прямоугольнике (рис. 4)? (Верхнее основание, нижнее основание, боковые стороны)

- Покажи и назови эти стороны в прямоугольнике. (Ребенок показывает стороны на модели прямоугольника)

В случае отказа:

- Покажи и назови верхнее основание.

- Покажи и назови нижнее основание.

- Покажи и назови боковые стороны.

Экспериментатор показывает чертеж прямоугольника (рис. 4):

- Как называются стороны ВС и AD в прямоугольнике? (противоположные стороны)

- Есть ли еще противоположные стороны в этом прямоугольнике? (AB и CD)

В случае отказа:

- Как расположены стороны АВ и СD по отношению друг к другу?

- Как же они называются? (Противоположные стороны)

- Есть ли еще противоположные стороны в этом прямоугольнике? (AB и CD)

- Как называются стороны АВ и ВС? (смежные стороны)

- Есть ли еще смежные стороны в этом прямоугольнике? (AB и АD, ВС и CD, CD и АD)

Что ты знаешь о свойстве сторон прямоугольника? (Противоположные стороны равны)

Что ты знаешь о свойстве сторон квадрата? (Все стороны равны)

Целью заданий второй серии явилось выявление особенностей умений выполнять построение многоугольников. Школьникам предлагалось выполнить 2 письменных заданий на построение многоугольников.

Испытуемый получает лист А4 нелинованной бумаги, карандаш, линейку, чертежный треугольник и резинку. Ему предлагается начертить квадрат и прямоугольник с заданными сторонами:

Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.

Начерти квадрат со стороной 4 см.

Последовательность выполнения операций надо точно фиксировать

Рис. 1

Набор моделей многоугольников

Рис. 2

В

А С

Рис. 3

В С

А D

Рис. 4

Делись добром ;)