Упреждающая модель психологического сопровождения
2. Упреждающая модель психологического сопровождения одаренных детей
В МБДОУ №9 «Семицветик» работает опытный педагог-психолог - Воробьева Ольга Анатольевна: стаж работы - пять лет, образование высшее профессиональное.
Психолог в дошкольного учреждения имеет 3 направления деятельности, это: работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Вся работа психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе в ДОУ», с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции.
Главная задача педагога-психолога в детском саду - это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей (в том числе одаренности) каждого ребёнка.
С целью выявления одаренных детей, психолог ДОУ проводит подготовку пакета психолого-педагогических диагностик выявления одаренности (общей, интеллектуальной, творческой) по возрастным группам. Методика «Карта одаренности» представлена в Приложении В.
В рамках информационного направления осуществляет просвещение и консультирование по особенностям одаренных детей всех субъектов программы (по планам-графикам). План работы с одаренными детьми в 2012-2013 году представлен в Приложении Г.
Кроме того, психолог занимается разработкой программ, методик, раздаточных материалов для обучения специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников. Проводит тренинги для родителей и воспитателей; индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия с одаренными детьми.
Результатом работы с одаренными детьми является, не просто участие детей в интеллектуальных конкурсах внутри детского сада, но и победы воспитанников на городском уровне в ежегодно проводимых мероприятиях. Достижения воспитанников в 2012-2013 гг. показаны в Приложении Д.
В процессе прохождения производственной практики, в соответствии с выбранной темой, мною изучены особенности работы педагога-психолога ДОУ с одаренными детьми и выстраивание модели психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в детском саду.
Модель содержит такие компоненты как цель, задачи, принципы, этапы.
Цель модели сопровождения: создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях ДОУ.
Задачи сопровождения:
1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель».
3. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого-педагогического статуса, возрастными возможностями. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.
В программе сопровождения принимают участие: психолог, воспитатели, родители, другие субъекты педагогической деятельности.
Принципы сопровождения:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
Данная модель психологического сопровождения развития одаренного ребенка у детей в условиях ДОУ предполагает реализацию следующих этапов:
1 этап сопровождающей работы - диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов и склонностей, одаренности.
Информация поступает от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе, воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей. Педагог-психолог совместно с воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями.
Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок педагогов и родителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности ребенка, а также выделить детей, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
С детьми, используется пакет диагностических методик (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений), с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое.
При этом, диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, - диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет - до 20 минут, для 6-7 лет - не более получаса).
2 этап - уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка.
Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.
3 этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
Среда, в которой одаренность актуализируется, должна обладать определенными особенностями, которые представлены в Приложении Е.
На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, заведующая ДОУ создает в детском саду условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии. При этом использует внутренние ресурсы, воспитателей детского сада, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования.
Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у одаренного ребенка, как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности.
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине и конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития.
Педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др. Все данные воспитатели регистрируют в индивидуальном «Дневнике сопровождения развития ребенка».
В Приложении Ж показан «Индивидуальный маршрут сопровождения конкретного одаренного ребенка».
Таким образом, реализация данной модели позволит достичь высоких результатов в развитии дошкольников, основные из которых:
- продуктивность (беглость, скорость), отражающая способность детей к порождению большого числа идей, выраженных словесно и в виде рисунков;
- гибкость, характеризующая способность ребенка переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать стратегии решения;
- оригинальность, в выдвижении новых, необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов), характеризующая способность наилучшим образом воплотить идею и замысел и др.;
Таким образом, выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Надо сразу отметить, что эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования.
психологический сопровождение личностный ребенок