Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
2.1 Взаимодействие педагогов с родителями детей в дошкольном образовательном учреждении
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: взаимная поддержка.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" ? личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Это касается и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально - ценностные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.
Нравственные формирования личности дошкольника требует не только единства воспитания родителей и педагогов, но и соблюдения определённых педагогических условий:
Ш чёткой поставки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
Ш гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребёнка, его состояние, мотивы поступков;
Ш создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
Ш приобщение родителей к педагогическому процессу;
Ш расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
Ш пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
Ш создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
Ш информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
Ш разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
Ш объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка
Ш проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
Ш уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Основные формы работы с семьей.
Ш Посещение семьи ребенка. Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.
Ш День открытых дверей. Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Ш Беседы (индивидуальные, групповые). Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Ш Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов
Ш Семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их.
Ш Родительские собрания. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.
Ш Совместная экскурсия. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.
Ш Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.
Ш Семейные клубы. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Ш "Родительская почта". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
Сегодня партнёрство семьи и образовательного учреждения - это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Но для его становления требуется серьёзная предварительная работа педагогического коллектива по развитию готовности родителей к активному и эффективному сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания детей. Необходимо искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы воспитания.