Технология программированного обучения: за и против

курсовая работа

1. Технологический подход в образовании

Системы образования наиболее развитых стран мира в последние десятилетия перешли к новому этапу, который характеризуется изменением отношения к "знаниям, умениям и навыкам" как к приоритетной цели образования; переходу к сообразному с временным уровнем развития общества компетентностному подходу; иерархии целей образования (интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет традиционный объяснительно-репродуктивный); корректировке характера педагогических отношений.

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, формируется новый педагогический менталитет:

-- формула "образование на всю жизнь" заменяется формулой "образование через всю жизнь";

-- методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ;

-- информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают всё большее образовательное пространство;

-- личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса;

--в воспитании взят ориентир на духовные ценности, становление нравственного облика выпускника;

-- происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума;

--увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и другими. Ввиду онтологической природы образования, его теснейшей связи с культурными и религиозными ценностями, процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.

Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одно из средств решения этой проблемы -- изменение набора методологических подходов, одним из которых является технологический подход [14, с. 5-6].

Метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход в производственной сфере стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как внедрение научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология и т. д.

Первоначально многие педагоги не могли различить такие понятия, как "педагогическая технология", "технология обучения", "обучающая технология". Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Андреев В. И. считает, что педагогическая технология -- это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании [1, с. 194].

Представляет интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: "Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний" [9, с. 13].

Таким образом, педагогическая технология -- это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [13, с. 3-5].

Необходимо обратить внимание на то, что понятие "педагогическая технология" обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие "педагогическая технология" шире, чем понятия "технология обучения" и "технология воспитания".

При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В. П. Беспалько, В.В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.).

Идея технологизации обучения является не новой, так как еще Я. А. Коменский поднимал вопрос о технологизации обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало "механическим" (т. е. "технологическим"), стремился отыскать такой порядок обучения, который абсолютно точно приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: "Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели" [9, с. 17].

Со времен Коменского в педагогике осуществлено немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

А. С. Макаренко в своей всемирно известной "Педагогической поэме" писал о том, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.

Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г.Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдиева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина [9, с. 5-9].

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие [2, с. 73-75]:

* четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;

* структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

* комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;

* слияние, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;

* гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения: педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии; однако методики часто не гарантируют должного качества.

Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, то ее можно назвать педагогической технологией.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством: совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.

В специальной литературе представлены самые разнообразные классификации педагогических технологий, так как каждый автор привносит в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Например, такие авторы как В.Г. Гульчевская, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и другие. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике педагогические технологии систематизировал Г.К. Селевко. По многочисленным сходствам и общим признакам он выделил следующие технологии:

по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;

по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и многие другие [9, с.29-35].

Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по ведущему фактору; по применяемой форме организации обучения и управления познавательной деятельностью; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям. Более подробно остановимся на технологии программированного обучения.

Делись добром ;)