logo
Тест Климова и его применение по определению профессионально-педагогических склонностей для специалистов спортивно-педагогического профиля

2. Модификация теста Климова для специалистов спортивно-педагогического профиля

Особенностями деятельности специалистов спортивно-педагогического профиля (например, тренера-преподавателя), являются высокий уровень нормативности, социальной ответственности, морального долга, ярко выраженный творческий характер труда. На разных этапах спортивной подготовки спортсменов необходимо уделять пристальное внимание безопасности занятий. Работа в сфере детско-юношеского спорта требует постоянного педагогического воздействия на личность занимающихся. Профессиональная деятельность тренера-преподавателя предусматривает высокую степень ответственности за здоровье воспитанников, предполагает умение общаться с занимающимися различного возраста и их родителями. Профессиональная деятельность обязывает тренеров-преподавателей в процессе всей профессиональной карьеры находиться в хорошей спортивной форме и всегда работать с учетом "профессионального риска", связанного с вероятностью "напрасности" многолетней работы, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от спортсменов.

Труд тренеров-преподавателей связан с повышенными нервными и интеллектуальными нагрузками, он также не регламентируем - накануне праздничных дней продолжительность рабочего дня не сокращается, воскресный день общим выходным днем не является, так как в эти дни проводятся соревнования и объемные тренировки, и компенсация за работу в выходные и праздничные дни не производится.

Работа требует от тренеров-преподавателей проявления знаний и умений в различных областях: спортивно-педагогической, конструктивной, проектировочной, исследовательской, организаторской, коммуникативной, информационной. Профессиональная деятельность тренеров-преподавателей не ограничивается проведением практических занятий, включает организационную, методическую, хозяйственную и административную работу.

Обществом признается высокая сложность работы тренеров-преподавателей. В соответствии с классификацией, принятой в психологии труда, педагогический труд относят к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности: высокому эмоциональному и интеллектуальному напряжению и мотивационной значимости.

Особенности профессиональной деятельности тренеров-преподавателей заключаются в том, что они отвечают за жизнь и здоровье спортсменов во время учебно-тренировочных занятий; работают в шуме, возникающем в ходе выполнения заданий; много общаются с детьми, родителями, администрацией; демонстрируют технику физических упражнений. Выявляются и усложненные условия педагогической работы: большая физическая и эмоциональная нагрузка, высокие затраты энергии. У отдельных специалистов адаптация к таким условиям усиливает призвание к работе, помогает развивать профессиональные качества и способности. У других специалистов нарушения адаптации к условиям профессиональной деятельности приводят к нарушениям профессионального развития.

Для успешной профессиональной деятельности высококвалифицированному специалисту недостаточно хорошо знать вид спорта и владеть методикой подготовки. Важно, чтобы свойства индивидуальности тренера-преподавателя совпадали с требованиями профессии. Если совпадения нет, то наступает "естественный" профессиональный отбор, когда специалисты отсеиваются, вытесняются из соответствующей области занятости (преднамеренно или вынужденно).

Профессиональное самоопределение личности - это одна из важных частей жизни человека, предполагающая выбор сферы трудовой деятельности и профессии, определяющая роль человека в социальной структуре общества. Ситуация выбора профессии тренера-преподавателя у каждого конкретного специалиста при всем разнообразии жизненных обстоятельств имеет общую структуру. На нее влияют различные группы факторов: позиция старших членов семьи, сверстников, педагогов; личные профессиональные планы; способности, знания, умения, навыки, достигнутый уровень личностного развития и спортивного совершенствования; уровень притязаний на общественное признание; информированность о профессиональном будущем; склонности к педагогической деятельности и др.

Наиболее успешными в педагогической деятельности являются тренеры-преподаватели, выбирающие для себя именно тот вид профессиональной деятельности, который более соответствует их личностным особенностям. Основной побудительной причиной выбора людьми педагогической профессии является ее соответствие внутренней психофизиологической структуре. В случае несоответствия, специалист выполняет работу с перенапряжением своей нервной системы, что приводит к возникновению нарушений профессионального развития. Так, при использовании "ДДО" А.Е. Климова на определение склонности специалистов спортивно-педагогического профиля, выявлено, что у тренеров-преподавателей, предпочитающих виды профессиональной деятельности "человек - природа", "человек - техника", "человек - знаковая система", установлен средний и высокий уровень проявления нарушений профессионального развития.

Наиболее "устойчивыми" к возникновению нарушений профессионального развития являются тренеры-преподаватели, имеющие склонности к видам профессиональной деятельности "человек - человек".

По Е.А. Климову, профессионалу этой схемы свойственны:

1) умение руководить, учить, воспитывать;

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) наблюдательность;

6)"проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше";

7) способность сопереживания;

8) умение решать нестандартные ситуации;

9) высокая степень саморегуляции.

Охарактеризуем склонности "Человек-человек", необходимые специалистам спортивно-педагогического профиля.

Предмет труда: люди, группы, коллективы людей.

Большинство профессий этого типа связано: с воспитанием, обучением людей: воспитатель, учитель, спортивный тренер и др.; с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

Согласно Е.А. Климову, возможность решения профессиональных педагогических задач определяется следующими личностными качествами профессионала:

устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, хорошие вербальные (коммуникативные) и организационные способности,

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми,

доброжелательность, отзывчивость,

выдержка, умение сдерживать эмоции (хорошая саморегуляция),

способность анализировать поведение окружающих и свое собственное,

способность быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей,

способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие,

способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д.,

способность мысленно ставить себя на место другого человека (эмпатия),

способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь,

способность находить общий язык с разными людьми,

умение убеждать людей,

аккуратность, пунктуальность, собранность.

Профессионально недопустимые качества: грубость, отсутствие тактичности и доброжелательности. Входящая в данный тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.