Теория и методика изучения основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики

курсовая работа

1.4 Система визуального программирования Delphi

программирование pascal delphi обучение

Система визуального программирования Delphi фирмы Borland позволяет в полной мере реализовать современные концепции программирования, включая:

· объектно-ориентированный подход;

· визуальные средства быстрой разработки приложений (RAD), основанные на компонентной архитектуре;

· возможность создания приложений как с использованием библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library, VCL) для.NET, разработанной Borland, так и с использованием непосредственно классов.NET;

· возможность работы с базами данных;

· возможности создания Интернет-приложений различной сложности.

В Delphi используется язык Object Pascal, предоставляющий возможность полной реализации основных принципов ООП (инкапсуляция, наследование, полиморфизм) и обладающий встроенной обработкой исключительных ситуаций. Компонентная архитектура Delphi является прямым развитием поддерживаемой объектной модели. Все компоненты являются объектными типами (классами), обладающими возможностью неограниченного наследования. Компоненты Delphi, поддерживают модель РМЕ (Properties, Methods, Events - свойства, методы, события), позволяющую изменять поведение компонентов без создания новых классов.

Интерфейс интегрированной среды разработки Delphi (здесь рассматривается 7 версия продукта) включает в себя следующие основные части (приложение 21): главное окно, инспектор объектов, редактор форм, редактор кода, панель инструментов, дерево объектов.

Главное окно

Главное окно Delphi состоит из нескольких разделов.

§ Главное меню располагается непосредственно под заголовком главного окна и позволяет получить доступ ко всем функциям IDE.

§ Панель инструментов представляет собой группу кнопок, используемых для быстрого доступа к ряду команд главного меню. Настройка панели инструментов может производиться пользователем в соответствии с личными предпочтениями. Пользователь может выбрать стиль оформления среды разработки, характерный для более ранних версий Delphi.

§ Палитра компонентов, являющаяся частью панели инструментов, содержит компоненты, которые разработчик может использовать для создания приложений. В зависимости от вида разрабатываемого приложения набор компонентов меняется.

§ Инспектор объектов - окно, расположенное в левой части экрана, в котором отображаются свойства редактируемого компонента.

§ Редактор кода представляет собой текстовый редактор, специально приспособленный для редактирования исходных текстов программ. Редактор поддерживает возможность автоматической генерации части текстов программ, исходя из визуально спроектированной части приложения. В процессе проектирования доступен либо режим визуального проектирования (редактор форм), либо режим редактирования текста. Также поддерживаются подсветка синтаксических элементов для языков Delphi, C#, C++, XML/HTML, минимизация блоков текста, автоматический выбор свойств компонента. Для реализации последней возможности достаточно правильно указать имя компонента и поставить точку - через короткий промежуток времени редактор выдаст список доступных свойств и методов объекта.

§ Дерево объектов содержит информацию об объектах, компонентах, помещенных на форму, в иерархическом виде.

Главное меню

Главное меню содержит полный набор команд, необходимых для работы в Delphi. Однако вследствие того, что Delphi является средой визуального программирования, частого обращения к командам главного меню, как правило, не требуется. Полный перечень всех команд главного меню занял бы слишком много места, поэтому здесь приводится описание только основных команд.

Меню File

Меню File содержит команды, предназначенные для работы с файлами.

Часть команд, содержащихся в данном меню (Open, Save, Save As, Close, Exit), - это обычные команды для работы с файлами, назначение которых не требует пояснений.

Остальные команды имеют некоторые особенности, поэтому остановимся на них подробнее.

Команды Open Project и Save Project As используются для открытия проектов и их сохранения под другим именем.

Под проектом в Delphi понимается набор файлов, которые необходимы для создания исполняемого приложения, динамически связываемой, или динамической, библиотеки (DLL), веб-приложения и т. д.

Команды Save All и Close All предназначены для сохранения и закрытия всех открытых файлов, относящихся к активному проекту.

Для создания новых проектов и отдельных файлов используются команды подменю New. Внешний вид этого подменю может меняться в зависимости от вида разрабатываемого приложения.

Система визуального программирования Delphi позволяет разрабатывать различные проекты. Среди них обычные приложения, динамические библиотеки, компоненты Delphi и т. п.

Команда File > New > Other открывает окно диалога New Items (приложение 22).

В этом окне диалога предлагаются объекты, содержащиеся в хранилище объектов (object repository). Хранилище объектов содержит шаблоны кода, которые используются в качестве основы при разработке сложных объектов или приложений.

Шаблоны объектов, содержащиеся в хранилище, разделены на несколько групп, которые отображаются на разных вкладках окна New Items.

Команда Use Unit используется для подключения одного из модулей, уже включенных в раздел uses проекта.

Команда Print предназначена для печати формы или программы.

Меню Edit

Меню Edit содержит ряд стандартных команд, используемых в приложениях ОС Windows для редактирования: Cut (вырезать), Сору (копировать), Paste

(вставить), Delete (удалить), Select All (выделить все), Undo (отменить), Redo (повторить). Остальные команды используются для разработки форм и дублируют команды контекстного меню редактора форм (выравнивание, порядок обхода компонентов и т. д.).

Меню Search

Меню Search содержит некоторые распространенные в приложениях обработки текста команды, предназначенные для поиска и замены: Find (найти), Replace (заменить), Search Again (повторный поиск), Go to Line Number (перейти на строку с номером), а также несколько специальных команд, описываемых далее.

Команда Find in Files предназначена для поиска текстовых строк в нескольких файлах. При выборе этой команды открывается окно диалога Find Text. Элементы управления этого окна диалога позволяют задать параметры поиска.

Меню View

Команды меню View предназначены для управления способом отображения информации.

Остановимся на назначении наиболее важных из команд.

Команда Project Manager открывает окно менеджера проекта, в котором отображаются все файлы, входящие в текущую группу проектов (приложение 23).

Менеджер проекта позволяет добавлять проекты в группу, удалять проекты из группы, выбирать активный проект, сохранять отдельные проекты или группу в целом. Это окно диалога также может быть использовано для добавления, удаления, открытия и сохранения отдельных файлов, входящих в состав проекта. Все перечисленные действия могут выполняться с помощью кнопок, расположенных в верхней части окна менеджера проектов, либо с помощью контекстного меню, активизирующегося при щелчке правой кнопки мыши на каком-либо модуле, входящем в состав группы проектов или отдельного проекта.

Возможность объединять несколько проектов в одну группу удобно использовать, например, в тех случаях, когда одновременно с приложением разрабатываются динамические библиотеки.

Команда Object Inspector применяется для активизации окна инспектора объектов, которое используется при разработке форм. Более подробно его назначение рассматривается далее.

Команда Code Explorer активизирует окно браузера кода, в котором отображается структура программы. Браузер кода существенно облегчает навигацию в сложных проектах, содержащих большое количество модулей и много программного кода.

Команда Window List открывает окно, содержащее список всех открытых окон Delphi и позволяющее сделать активным любое из них.

В подменю Debug Windows входят команды, предназначенные для отладки приложения.

Команды подменю Desktops позволяют сохранять текущую конфигурацию среды разработки, в частности информацию о том, какие окна открыты и где они расположены.

Команда Toggle Form/Unit используется для переключения между редактором кода и редактором форм.

Команда Units открывает окно, содержащее список всех модулей, входящих в состав текущего проекта.

Команда Forms позволяет открыть список всех форм проекта.

Команды подменю Toolbars требуются для настройки панели инструментов.

Меню Project

В меню Project содержатся команды создания и редактирования проектов.

Команда Add to Project используется для добавления к проекту какого-либо файла (модуля, файла ресурсов и т. п.). Она полностью дублирует команду Add контекстного меню менеджера проектов.

Команда Remove from Project позволяет удалять из проекта ненужные модули. При выполнении данной команды открывается окно со списком всех используемых модулей, в котором выбираются те из них, которые необходимо удалить из проекта.

Команда Add to Repository добавляет текущий проект в хранилище объектов в качестве шаблона.

Команда View Source открывает в редакторе кода главный файл проекта.

Команды подменю Languages используются при разработке приложений, поддерживающих несколько человеческих языков.

Команда Add New Project добавляет в текущую группу проектов новый проект. Она является аналогом соответствующей команды контекстного меню менеджера проектов.

Команда Add Existing Project добавляет существующий проект в текущую группу проектов. Ее назначение аналогично одноименной команде контекстного меню менеджера проектов.

Команда Compile создаёт исполняемый файл (.exe), код которого соответствует написанной программе.

Команда Information открывает одноименное окно диалога, в котором отображается информация о текущем проекте.

Команда Options позволяет настраивать свойства.

Меню Run

Меню Run содержит ряд команд, предназначенных для запуска и отладки приложений.

Команда Program Pause останавливает выполнение запущенной программы, но не закрывает ее.

Команда Program Reset завершает работу запущенной программы.

Команды Inspect, Evaluate/Modify и Add Watch используются для просмотра и изменения значений переменных в режиме отладки.

Команды подменю Add Breakpoint предназначены для установки и снятия точек останова в программе.

Меню Component

Команды меню Component используются для создания и настройки новых компонентов.

Команда New Component применяется при разработке нового компонента.

Команда Install Component служит для добавления компонентов в среду Delphi.

Меню Tools

Меню Tools содержит команды, вызывающие окна диалога для настройки среды Delphi, а также окна редактора кода, встроенного отладчика и хранилища объектов. Кроме того, в команды этого меню позволяют запускать некоторые внешние программы (утилиты), причем имеется возможность настройки списка вызываемых программ.

Панели инструментов

Панели инструментов содержат кнопки, обеспечивающие быстрый доступ к командам главного меню (приложение 24).

Главное окно Delphi включает шесть панелей инструментов: Standard, View, Debug, Custom, Component Palette, Desktops, каждая из которых может закрываться и отрываться с помощью команды View > Toolbars > <Название панели> главного меню или соответствующей команды контекстного меню напели инструментов.

Содержание каждой панели инструментов может настраиваться пользователем с помощью окна диалога Customize, открываемого командой View > Toolbars > Customize главного меню или командой Customize контекстного меню.

Палитра компонентов

Палитра компонентов (Component Palette) является частью панели инструментов и используется для отображения компонентов, содержащихся в библиотеке компонентов VCL.

В соответствии с выполняемыми ими функциями все расположенные в палитре компоненты разделены на группы, каждая из которых размещается на отдельной странице палитры.

Палитра компонентов полностью конфигурируется пользователем. Можно создавать новые страницы и удалять существующие, добавлять и удалять компоненты, перемещать компоненты между страницами.

Стандартная конфигурация палитры компонентов VCL Delphi 7 содержит 32 списка, каждый из которых предоставляет разнообразные компоненты и элементы управления.

Инспектор объектов

Инспектор объектов (Object Inspector) является одним из важнейших инструментов разработки приложения и используется для настройки опубликованных свойств компонента (приложение 25).

Окно инспектора объектов содержит раскрывающийся список и две вкладки: Properties и Events. На первой из них отображается список свойств выделенного объекта, на второй - список событий, на которые реагирует объект. Раскрывающийся список содержит перечень всех компонентов, размещенных на активной в данный момент форме (включая и саму форму).

Делись добром ;)