Теории обучения

реферат

1. Теория свободного обучения (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий)

К.Н. Вентцель (1857-1947) и С.Т. Шацкий (1878-1934) были наиболее яркими представителями концепции свободного обучения, которое, по их мнению, должно быть направлено на сохранение и развитие в ребенке индивидуальности, создание необходимых условий для его саморазвития, раскрытия всего ценного, что заложено в ребенке с рождения.

К.Н. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную программу образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни. "И размер всего этого, - писал Константин Николаевич, - будет определяться как природными дарованиями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребенка" [5]. Он ратовал за крайнюю индивидуализацию обучения. Отвергая старую школу, он настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. По словам К.Н. Вентцеля: "Современная школа своей исходной точкой берет развитие интеллекта, хотя и это развитие совершается в ней крайне односторонне и является больше культурой памяти, чем гармоническим развитием интеллекта. Идеальная же школа или, вернее, то идеальное воспитательное и образовательное учреждение, которое я назвал "Домом Свободного Ребенка" и которое должно заменить современную школу, своею исходною точкою будет брать развитие воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактом душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие, и вместе с тем является венцом и высшей точкой развития душевной жизни. Только заботы о нормальном развитии воли могут обеспечить наиболее полный и здоровый рост и развитие и интеллекта, и чувства, и вообще всех других сторон в душевной жизни личности" [5].

С.Т. Шацкий, в отличие от К.Н. Вентцеля, немного иначе понимал свободное обучение школьников. По его мнению, свобода, понимается, как запрет на воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу: "Воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания - ребенок, и в нем мы прежде всего ценим то, что он есть организм растущий". Источником развития педагогической науки Станислав Теофилович видел анализ процесса обучения и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда: "Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе., а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды" [20]. Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, С.Т. Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения С.Т. Шацкий называл творчество и самостоятельность.

Делись добром ;)