Театр в организации профилактики наркомании и наркопреступности среди подростков

научная работа

1. Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней

В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человека» (здоровье, семья, профессионализм, успех, патриотизм и т. п.).

Наркомания понимается как относительно распространенное статически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, выражающееся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсиманических средств с соответствующими последствиями (8). Очевидно, наркотики так же, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др.

С психологической точки зрения наркомания может выступать как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе.

Обращение к психоактивным веществам, в том числе и наркотикам, может выполнять и протестные функции. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и биологические факторы, однако «уход» в наркотики - это результат социальной неустроенности, неблагополучия отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни - «экзистенциального вакуума» (14), к девиатному (в том числе и аддиктивному) поведению подростков и молодежи приводят следующие, по мнению Ю.А. Клейберга, факторы:

- культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен, и пр.) и формирующий духовный мир молодежи;

- состояние аномии (падение нравственности), свойственное кризисному обществу (отказ от прежних идеалов);

- осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация воспитания основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия и произвола показывает сама власть);

- неудовлетворенность социальных потребностей;

- отсутствие перспектив, в тоже время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане;

- плохая организация досуга;

- отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков (6).

Начиная с 2003 года, в Российской Федерации реализуется комплекс антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации. Одной из таких мер стало создание ФСКН России.

Новое правоохранительное ведомство нанесло существенный урон наркодельцам. Усилиями органов наркоконтроля с июля 2003 года по октябрь 2007 года выявлено более 323 тыс. преступлений; пресечена деятельность свыше 36 тыс. преступных групп и сообществ; ликвидировано около 10 тыс. наркопритонов; проведено более 360 международных полицейских операций. За этот период российской наркополицией изъято из незаконного оборота 166 т. наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 7 т. героина, около 145 т. марихуаны и гашиша, почти 3 млрд. условных средних разовых доз синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечено свыше 123 тыс. участников наркоторговли (5). В результате принятых мер удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, однако она по-прежнему остается весьма напряженной. Об этом свидетельствуют изменения динамики роста по стране количества больных с диагнозом «наркомания». Если в период с 1991 по 1996 год ежегодный прирост количества наркобольных в России составлял в среднем 21%, с 1997 по 2002 год - 26%, то за последние три года рост отмечался, только в десятых долях процента, т.е. негативная динамика наркоситуации не отмечается (5).

Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 20 октября 2007 года образован Государственный антинаркотический комитет. Директор ФСКН России, в соответствии с Указом, является председателем Государственного антинаркотического комитета. Его заместителями определены министр здравоохранения и социального развития РФ и заместитель ФСКН России - руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета.

В состав Комитета включены помощник Президента РФ - начальник Контрольного управления Президента РФ, заместители председателей Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания РФ, руководители более 20 министерств и ведомств страны, в том числе МВД, Минкультуры, Мининформсвязи, Минобороннауки, Минтранса,

Минэкономразвития, ФСБ, ФТС, ФМС, ФСИН, Росздравнадзора, Роскультуры, Росспорта, Росфинмониторинга, заместитель секретаря Совета безопасности.

В результате выстраивается стройная система координации федеральных органов исполнительной власти с механизмами принятия обязательных для исполнения решений и контроля за их исполнением.

Основными задачами Государственного антинаркотического комитета являются: - подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства в этой области;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

- разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в указанной сфере;

- участие в международном сотрудничестве по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков;

- представление ежегодных докладов Президенту РФ о деятельности Комитета(8).

Одновременно, в соответствии с Указом, образуется региональные антинаркотические комиссии в субъектах РФ для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти на местах, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Председателями региональных антинаркотических комиссий по должности являются руководители субъектов РФ, заместителями - начальники соответствующих территориальных органов ФСКН России. В состав антинаркотических комиссий включены главные федеральные инспектора по субъектам Федерации, начальники территориальных органов МВД, ФТС, ФСБ, руководители органов здравоохранения, образования. По решению председателя в состав антинаркотических комиссии могут включаться и иные должностные лица федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Контроль за деятельности этих комиссий возлагается на Государственный антинаркотический комитет, которых уполномочен принимать решения, являющиеся обязательными для региональных антинаркотических комиссий.

Таким образом, обеспечивается реализация единой антинаркотической стратегии на федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами антинаркотической комиссии в субъекте РФ являются:

- участие в реализации на территории субъекта Федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства в этой области;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти на местах и органов власти субъекта Федерации по противодействию незаконному обороту наркотиков, организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями;

- разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности, повышение эффективности реализации региональных целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией;

- сотрудничество с органами власти других субъектов Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

- анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотиков;

- подготовка и представление ежегодных докладов Государственному антинаркотическому комитету о результатах деятельности комиссий(8).

Новый порядок построения работы призван существенно повысить эффективность реализации антинаркотической политики, обеспечить значительное сокращение уровня наркотизации населения, выстроить сбалансированную систему противодействия наркугрозе, сочетающую правоохранительные, контрольные, профилактические, медицинские и реабилитационные меры.

Делись добром ;)