logo
Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности (на примере гимназии №6 г. Солнечногорска)

1.1 Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности», а так же тесно связанные с ними такие понятия как «творческое мышление», «креативность», «фантазия», «воображение».

В.А.Сухомлинский - создатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины» Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с . По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием» Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

«Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу развития способностей.

Способности - продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности нужно развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни из которых играют ведущую роль, другие - вспомогательную, вместе обеспечивающие результативность и успешность деятельности.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;

Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.

По видам деятельности выделяют:

· Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

· Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю-щихся этой проблемы.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат,1976., опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно-шении символы.

· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

· Гибкость мышления.

· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю-даемое из того, что привносится интерпретацией.

· Лёгкость генерирования идей.

· Творческое воображение.

· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль-ного замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.:

· Способность рисковать.

· Дивергентное мышление.

· Гибкость в мышлении и действиях.

· Скорость мышления.

· Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

· Богатое воображение.

· Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

· Высокие эстетические ценности.

· Развитая интуиция.

Все указанные выше качества характеризуют творческого человека.

Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

· Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

· Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Психологи, прежде всего, связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления. Так, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление Гилфорд Дж.П. Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1985;. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

· Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

· Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

· Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

· Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

По мнению Р.С. Немова творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. - М., 1996., обеспечивает следующую деятельность ребенка:

· построение образа, конечного результата его деятельности,

· создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

· создание образов описываемых объектов.

Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря ей дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. -- Т. 3. -- М., 1983..

Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, Это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника -- это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления.Младший школьный возраст -- период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6--7 до 9--10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. У первоклассников:

· большие различия паспортного и физиологического возраста. Различные уровни развития эмоциональной и психической готовности к началу учебы.

· у детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность.

· у сегодняшних детей более свободное ощущение своего «Я», более независимое поведение, чем у детей прошлых лет;

· наличие недоверия к словам и поступкам взрослых. Не все, сказанное взрослыми, они принимают на веру;

· здоровье современных детей более слабое;

· современные дети в большинстве перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.

Дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям «найти себя» в обществе сверстников.

Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. К 8-10 годам поведение становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость.

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознавать свое место в мире общественных отношений, происходит открытие социальной позиции школьника (внутренняя позиция) и изменение самосознания (рождение социального «Я»)

Происходит переоценка ценностей, так если в дошкольном возрасте интересы и мотивы были связаны с игрой, то в младшем школьном интересы и мотивы связаны с учебой. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль. Первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Становятся, очень важными достижения самого ребенка:

а) в познании;

б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;

в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;

г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях;

д) в развитии потребности в успехе.

В развитии творческих и познавательных способностей детей большую роль так же играют особенности психических процессов таких как внимание, восприятие, память.

Внимание младшего школьника среди психических процессов занимает особое место, оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Младший школьник, из-за недостаточного развития мышления т.к. у него преобладает непроизвольное внимание не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это приводит к тому, что ребенок все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формирует внимательность как свойство личности.

Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развивается в работе, требующей большой умственной и двигательной активности. Это происходит:

1)когда учащийся занят умственной деятельностью. (Реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций);

2)когда изучаемый материал доступен пониманию учащихся;

3) когда изучаемый материал вызывает сильные переживания;

4) когда изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям;

5) когда учащиеся включены в творческую деятельность.

Поэтому материал педагогу желательно преподносить таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был связан с практическими действиями. Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10--20 минут.

Хотя произвольность восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет:

· замечают не главное, а то, что бросается в глаза;

· часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

· путают предметы сходные в том или ином отношении;

· ситуативность восприятия: узнают предметы в привычном для них положении.

· Большая эмоциональность восприятия наглядное, яркое, живое воспринимают очень эмоционально.

Для развития восприятия детей, на занятиях, нужно развивать наблюдательность, а для этого необходимо:

· учить выделять эталоны, как специальные образцы в соответствии с которыми ученик должен действовать.

· учить сосредоточиваться на предмете восприятия, выделяя особенности предмета, подчеркивая главное.

· учить анализировать, сравнивая предметы (6 и 9, Э и 3 и т.п.), чтобы выделять существенное (главное) и выражать его в слове.

Постепенно младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдательностью, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В младших классах ученики запоминают большой по объему информационный материал, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие затруднения. Этот недостаток можно устранить, обучая их рациональным приемам запоминания, так называемым «мнемическим приемам». Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что заинтересовало, что стало личностным знанием. Память развивается вместе с развитием внимания и мышления.

Перед каждым педагогом стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов.

Для развития ребенка очень важно формирование разнообразных интересов. Для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Такие условия желательно создать в любой социально-культурной организации, социальном учреждении, так как именно эти учреждения призваны решать, задачи воспитания и творческого развития ее участников.

В современных условиях, когда социально-культурные учреждения призваны прежде всего решать педагогические задачи, наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности в младшем школьном возрасте, поскольку данный возраст - это период интенсивного формирования нравственного сознания, убеждений системы оценочных суждений Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. «Проблемы общей психологии». М., Педагогика, 1973.. Развивая творческие способности младших школьников, социально-культурные учреждения способствуют педагогизации досуга, так в процессе занятий любимым делом воспитывают, развивают духовные потребности, вкусы, кругозор, формируют творческие качества личности, углубляют ее общественную активность.

Таким образом, перед социально-культурными учреждениями стоят три основные задачи:

1)постановка четкой педагогической цели, заключающейся в формировании творческих способностей личности участников на основе и в процессе многогранной деятельности, которой живет каждый художественный и технический коллектив;

2)увеличение числа участников художественных и технических кружков.

3) развитие художественно - эстетической грамотности учащихся. То есть социально-культурные учреждения должны прививать способность и умение общаться с искусством не только с точки зрения событийного, предметного содержания произведения искусства, но и в первую очередь на основе понимания его художественно - образного строя, восприятия художественных образов.

Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).

Содержание образовательного процесса социально-культурного учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.

Творческие способности младших школьников в социально-культурных учреждениях формируется в различных творческих кружках: мастерских, кружках мягкой игрушки, столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания, художественной самодеятельности и пр. Учитывая, что младшие школьники многое выполняют первый раз в жизни, при организации творческих занятий необходима поэтапность требований, продуманность в организации работ, точность оценки сделанного и проверка выполнения.

Творческие кружки способствует самоутверждению и самовыражению личности в свободное время. Работа в кружках строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям детей младшего школьного возраста.