Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности

курсовая работа

4. Обосновать использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков;

5. Проанализировать результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).

Объект исследования - дети и подростки.

Предмет исследования - процесс развития творческой самореализации детей и подростков средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования: творческая самореализация детей и подростков будет развиваться успешнее при условии, если:

- будут созданы условия для реализации способностей и интересов детей и подростков в учреждениях социально-культурной сферы;

-будут учитываться возрастные психические новообразования, способствующие творческой самореализации ребенка.

Эффективность организации внеучебной деятельности в общеобразовательной школе значительно возрастет, при условии создания социально-педагогической целесообразной личностно-развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала детей.

Методы исследования: изучение специальной литературе по проблеме исследования, наблюдения, беседы, анкетирование.

База исследования - Малетинская МОУ СОШ с. Малета Забайкальского края.

Методологической основой исследования явились взгляды ученых, рассматривающие педагогические феномены «внеклассная» и «внешкольная» работа, в том числе К.Н. Вентцеля, создавшего своеобразную модель учреждения дополнительного образования, основным предназначением которого была организация жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры, С.Т. Шацкого, уделявшего внимание созданию «особой детской среды» в воспитании и развитии личности, Е.Н. Медынского, разработавшего теорию внешкольного образования.

Заслуживают пристального внимания воспитательные системы созданные Я. Корчаком, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским и другими.

Научная новизна исследования и практическая значимость состоит в том, что в процессе изучения проблемы, мы рассмотрели «детское творчество» с позиции разных ученых; изучили содержание дополнительного образования детей как практико-ориентированную и творческо-преобразующую деятельность; обосновали сущность средств социально-культурной деятельности, используемых для развития творческого потенциала детей; разработали программу социологического исследования, проанализировали социологическое исследование по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).

Структура курсовой работы - введение, две главы, заключение, библиография, глоссарий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Детское творчество - это вид деятельности, который осуществляется и развивается на основе и благодаря социальной и личной значимости, наличии проблемной ситуации или творческой задачи в деятельности стимулирующей интеллектуальную активность, а также наличию субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества.

2. Важным для детей и подростков является их социокультурное пространство, их включение в процесс творчества.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы творческой самореализации детей и подростков

1.1 Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе

Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.

Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Самореализация, или самоосуществление, самоактуализация - это цель и результат процесса формирования личности и, одновременно, критерий его успешности. Однако и здесь - в определении успешности процесса воспитания личности - пространство интерпретаций едва ли не бесконечно. Так, по словам Ж.-Ж. Руссо, кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот и воспитан лучше всех. Вероятно, как преемников такого прочтения цели воспитания можно рассматривать современных авторов концепции «воспитания жизнеспособного поколения» (направленность на выносливость, на отстаивание себя ради выживания).

Шмаков С. подчеркивал, что человек исчезает в самоутверждении, в самодовольстве, а потому «жертва есть путь реализации личности». Такое видение еще недавно если не полностью исключалось из пространства социологического сознания, то допускалось в него как некая религиозно-философская мифологема. За ней признавалась (более или менее) функция создания «одушевляющего антуража», «рамок социальных приличий», которыми назойливые фундаменталисты от морали пытаются ограничить «нормальных» людей, «естественно» стремящихся к индивидуальному успеху.

Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности.

Потребность в самореализации - стремление к счастью; желание использовать весь свой потенциал, все возможности, полученные природой и приобретенные в опыте, чтобы достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Реализуя себя, свои стремления, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, строит свою личность.

В силу объективных причин (жесткого учебного плана) сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной (например, клубы, студии, кружки) - это «полигон для испытаний» различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный, новый опыт, расширение представлений о себе и других людях, прекрасная возможность творческой самореализации личности. Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому максимально должны быть использованы возможности выбора и «свободы передвижения» ребенка в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности.

Второе условие - это осознавание педагогом мотива, который привел ребенка в клубы, студию и т.д. Изучив личностные мотивы всех участников группы, педагог формулирует значимую и эмоционально наполненную, общую для всех участников группы цель. Это может быть создание какого-либо общего «творческого продукта» (спектакля, журнала, экспонатов для выставки и т.д.), выбор которого зависит от возрастных и психологических особенностей, увлечений участников группы. Педагогу необходимо помнить, что решение о конечном творческом результате - это момент «доброй воли». Предложение может исходить и от самих детей, и от педагога, но оно должно быть обсуждено и принято всеми участниками группы (можно убедить или увлечь, нельзя просто навязать).

Третье условие - создание образовательной среды (окружающей обстановки и психологической атмосферы), наилучшим образом способствующей организации той деятельности, которую сам ребенок оценивает как полезную и интересную.

Организация такой деятельности, по мнению автора, должна базироваться на гуманистических принципах психологии и педагогики. Важно, чтобы школьник чувствовал себя в студии в условиях «психологической безопасности».

Физическая среда (организация пространства) очень важна. Для многих видов занятий необходима возможность свободно лежать, сидеть, передвигаться в помещении. Не следует жалеть времени на «обживание» пространства; чем больше энергии будет затрачено на обустройство помещения в соответствии со вкусами участников группы, тем комфортнее будет детям в таком помещении. Обстановка обязательно должна быть неформальной, не похожей на обычное классное помещение.

Дети 7-13 лет крайне чувствительны к оценке окружающими их деятельности, поэтому занятия необходимо организовать таким образом, чтобы у каждого участника группы была возможность, с одной стороны, выделиться, а с другой стороны, при желании оставаться в «толпе» (при этом исключен неуспех). Внутри группы нежелательно явное соревнование отдельных участников, но командное - вполне возможно. Перед началом занятий должны быть выработаны и приняты участниками именно этой группы правила общения, например, такие, как свобода самовыражения и самореализации.

Ключевым моментом организации успешной творческой деятельности детей и подростков, на наш взгляд, является наличие определенных стимулов. Их можно разделить на 2 вида. Первый вид - «задачи престижа», высказывания педагога перед началом занятий о тех новых возможностях, которые дают занятия в студии, либо в кружке. Ребенок должен хорошо осознавать, какое новое умение он приобретет в результате выполнения творческих заданий. Перед началом любой деятельности необходима раскачка интеллектуально-творческих механизмов личности. Короткие задания эвристического типа помогают включить внимание и воображение ребенка. Иногда дети сами предлагают подобного рода задания, так образуется «фонд обмена», который постоянно пополняется находками детей.

Стимулы второй группы - это различного рода ограничения, «вызовы ситуации», создающие особое напряжение, необходимое для проявления творческого начала в человеке. Мастерство преподавателя, его профессиональный и педагогический опыт помогут выбрать оптимальные ограничения для каждого задания. На наш взгляд, наиболее продуктивны ограничения формы: можно ограничить время выполнения задания, используемый материал, способы выражения. Не должно быть ограничений в содержании, так как психологическая доминанта момента (настроение или переживание ребенка) может неожиданно выразиться при выполнении задания. При этом каждое из творческих заданий станет для растущего человека «шагом к себе», деятельностью, дающей ребенку материал для открытия и проверки своих возможностей и способностей, самотестирования.

Соблюдение названных выше условий поможет педагогу организовать такую деятельность, которая позволит каждому учащемуся не просто раскрыть свои творческие возможности, но и сделать мощный рывок в личностном росте, приобрести новый опыт в понимании себя и окружающего мира.

Важная педагогическая задача - это развитие личности, способной к творческой самореализации.

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни.

Учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Согласно теории А. Маслоу, после удовлетворения определенного уровня потребностей человек поднимается на следующий, более высокий уровень. За физиологическими потребностями (пить, есть, спать и т.п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, следует потребность в защищенности (обеспечить завтрашний день и т.д.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т.д.).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то у человека появляется основа для развития самоуважения и становления как творческой личности. Он может достичь стадии самореализации.

Ж. Годфруа считает, что по данному пути может пройти лишь малая часть людей, 90% человечества, по его мнению, останавливается на уровне защищенности и хорошего отношения, поглощающего всю их энергию. Ж. Годфруа пишет, что «только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов».

1.2 Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения

Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только после этого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения. Творчество всегда предполагает порождение чего-то нового, выходящего за рамки принятых в обществе представлений, парадигм, концептуальных схем и т.п. И увидеть это новое можно только в тех случаях, если изменяется позиция по отношению к миру. Такая новая позиция, иной «угол зрения» нормируется в тех случаях, когда имеет место синтез рациональных и иррациональных компонент. Причем на поверхности явлений такой синтез обычно не обнаруживается непосредственно. Он фиксируется только в результатах творческой деятельности, когда появляются некоторые отклонения, нарушения тех рациональных схем, которые сами по себе должны оставаться неизменными.

Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд, необходимо развивать в комплексе. Под этими качествами мы понимаем: 1) творческое мышление; 2) инициативность; 3) способность к обоснованному риску; 4) уверенность в себе; 5) адекватную самооценку; 6) умение сотрудничать с партнерами; 7) мотивацию достижения; 8) высокую работоспособность.

Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста. Дополнительное образование является ведущим факторов развития творческой самореализации подростков. Оно имеет значительный педагогический потенциал и выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства.

Дополнительное образование даёт возможность сочетать досуг с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей, профилактики их девиантного поведения.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.

Творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми. В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.

Если окружающий мир, как материальные объекты, так и их рационально оформленные образы, не вызывает у человека движения его субъективных переживаний, эмоций и т.п., то никакого творчества не существует и, соответственно, не появляется ничего нового. Если же такое движение возникает, то осуществляется их синтез, и это будет означать изменение позиции по отношению к миру или его отдельным сторонам. Синергетика улавливает это обстоятельство и выражает его в виде диссипативной структуры, которая существует за счет роста хаоса в процессе ее совершенствования. Однако такой хаос оказывается строго регулируемым.

Итак, творческая активность человека в ходе освоения им окружающего мира возбуждает рационально непостигаемые компоненты в виде эмоций, образов, переживаний и т.п., которые, будучи синтезированы с рационально выраженными представлениями о материальных объектах, образуют новое видение мира, новую позицию по отношению к нему. Такая позиция позволяет увидеть в этом мире нечто существенно новое, что и характеризует наличие творческого акта.

В подростковом возрасте ведущим фактором в творческой самореализации являются клубы по интересам, участие в ансамблях, посещение кружков, библиотек, досуговых центров и прочих учреждений дополнительного образования.

К числу важнейших факторов для творческой самореализации подростка относится наличие образца подражания в среде взрослых, особенно тогда, когда они выступают в «творческом взаимодействии».

Учитывая социальную динамику функционала дополнительного образования от досугового к образовательному и от образовательного к социализирующему, мы полагаем целесообразным различить социальные и психолого-дидактические факторы влияния дополнительного образования на творческий потенциал личности ребенка.

С социальной точки зрения такими целями могут быть обучение по дополнительным (к общему образованию) учебным предметам, допрофессиональная подготовка, культурный досуг, укрепление здоровья, участие в конкурсах и фестивалях и т.п., а также развитие детского творчества, воспитание и социализация подрастающего поколения. В настоящее время можно видеть эволюцию функционала дополнительного образования: на первом этапе - от досугового к образовательному, на втором - от образовательного к социализирующему.

С психолого-дидактической точки зрения мы полагаем, что дополнительное образование может преследовать следующие цели:

- развитие знаний-умений-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию. С психологической точки знания-умения-навыки представляют результативную (продуктную) сторону развития музыкальных, художественных, интеллектуальных и иных способностей учащихся - развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.). В этом случае акцент ставится на такой организации учебно-воспитательного процесса, когда целью обучения становится развитие способностей именно данного вида посредством обучения знаниям-умениям-навыкам соответствующего вида деятельности (музыкальной, интеллектуальной, технической, спортивной и т.п.) Знания-умения-навыки соответствующего вида по-прежнему остаются целью обучения, но не только как стандартный уровень обученности, но и как педагогическое средство развития способностей этого вида. Однако с психологической точки зрения подобное развитие способностей происходит стихийно, т. к. при этом не используются собственные психологические закономерности развития этих способностей. С психологической точки зрения это предполагает развитие способности учащегося быть субъектом учебной деятельности на основе приоритетного использования для построения дидактического компонента обучения тех психологических закономерностей, которые лежат в основе формирования учебной деятельности.

Развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося. Это предполагает в первую очередь развитие мотивационной и ценностной сфер личности учащихся, их коммуникативных способностей, т.е. способности к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, в первую очередь - учебной.

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

Таким образом, не только учреждения дополнительного образования способствуют развития творческой самореализации личности подростка, но а также и ближайшее окружение подростка взрослыми, процесс обучения и включения в творческую деятельность, коллективное воспитание.

Глава 2. Условия развития творческой самореализации детей и подростков с использованием средств социально-культурной деятельности

Делись добром ;)